+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.08.2016 14:21:12
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Построить железную дорогу от Казвина до Астары за четыре года – это утопия

Стратегия развития железнодорожной отрасли Ирана предполагает создание новых маршрутов. К числу важнейших относится строительство железной дороги Казвин – Решт – Астара, имеющей колоссальное значение в процессе создания международного коридора Север – Юг, который свяжет страны Северной Европы и Юго-Восточной Азии через сеть железных дорог Азербайджана, Ирана и России. Помимо этого, приоритетными проектами в иранском правительстве считают строительство железной дороги, которая соединит Иран и Афганистан, а также железной дороги Мияне – Бостанабад и высокоскоростной линии Тегеран – Исфахан. Плюс должна быть электрифицирована линия Тегеран – Мешхед. Реализация этих проектов запланирована на ближайшие годы. Насколько все это выгодно для России, РЖД-Партнер решил поинтересоваться у доцента Европейского университета в Санкт-Петербурге, эксперт по экономике Ирана и стран Ближнего Востока Николая Кожанова. 

– Николай Александрович, не слишком ли грандиозные планы у Ирана, учитывая называемые сроки завершения строительства в пределах трех-четырех лет?

– Основные вопросы здесь: кто будет строить и инвестировать? Эти проекты я помню еще с 2006 года, когда как раз и стал более плотно заниматься иранской экономикой. С тех пор все это «строится», и каждый раз Иран обещал сдать объекты за два-три года. В частности, дорогу до Мешхеда они электрифицируют уже, боюсь, больше десяти лет. И не в том смысле, что работы стоят. Это в практическую стадию еще толком не переходило. Раньше мешали санкции. Сейчас они сняты, но западники не торопятся подключаться к иранским проектам. А для России интерес представляют не все проекты. Если не ошибаюсь, у РЖД есть желание присоединиться к электрификации пути до Мешхеда. Но ключевым проектом является, конечно же, дорога через Казвин, Решт и Астару. Причем о ее развитии недавно говорилось на самом высоком уровне, потому что без строительства этой дороги невозможно будет насытить коридор Север – Юг. Прежде основным для России и Ирана рассматривался морской путь через Каспий, но там все естественным образом ограничено тем, что на море у нашей страны основным портом считается Оля, который до сих пор не развит. Получается такое «бутылочное горлышко». Среднюю Азию долгое время избегали считать основным путем направления ввиду того, что у Ирана был всего один пропускной пункт. Скоро их должно стать уже два. Но опять же транспортировка через несколько стран, учитывая специфику среднеазиатских режимов, накладывает определенные ограничения. Поэтому Кавказ в течение долгого времени оставался закрытым из-за вопросов, связанных с безопасностью. Сейчас там ситуация более-менее стабильная. И со стороны Азербайджана, Ирана и России есть желание развивать коридор Север – Юг. В частности, для Ирана это позволит усилить свой транзит.

– Кстати, Иран уже подписал с Россией и Азербайджаном соглашения о предоставлении скидок в 15-40% в зависимости от типа груза и объемов. Как считаете, это сможет привлечь грузовладельцев на новые маршруты?

– В Иране транспортным перевозкам традиционно уделяется большое внимание. Переключившись на любимый мною Каспий, отмечу, что у России там флот стареет, т.к. нет помощи от государства. У иранцев же все с точностью до наоборот. Грузоперевозки пользуются активной поддержкой, развиваются порты, закупается новая техника. То же самое и с железными дорогами: Иран вкладывает туда очень много и поддерживает активизацию маршрутов, понимая, что на этом базируется основа политической и экономической безопасности государства. Более того, иранцы в принципе народ достаточно гибкий. И если они будут менять системы скидок, то только в зависимости от потребностей складывающейся ситуации. В частности, если поймут, что именно скидки являются основным привлекающим фактором, то будут стараться их каким-то образом

удерживать. Если же дело не пойдет, то они могут переключиться на другое направление, например, попытаться задействовать Среднюю Азию, китайский путь.

– Что обычно перевозят из Ирана в Россию и в обратном направлении?

– Традиционно легче загружались контейнеры, которые шли в сторону Ирана. Если говорить о направлении из России, то это нефтехимия, лес, металл. Если подключается Европа, то это уже товары потребительского характера. А вот в обратном направлении загрузка всегда была хуже, и вообще возникает вопрос, что иранцы могут предложить России. Если же рассматривать транзит из Индии в страны Северной Европы, то здесь очень многое будет зависеть от того, насколько будет повышена пропускная способность этого пути и насколько ускорена транспортировка грузов. В противном случае индийцы хорошенько задумаются, стоит ли это направление развивать.

– Сколько средств потребует строительство железной дороги Казвин – Решт – Астара?

– Иранцы всегда называли разные цифры. Но путь достаточно трудоемкий, потребуется преодоление горного хребта со значительными высотами. И строить подобные проекты за три-четыре года – это утопия. Потому что придется вкладывать туда очень много денег, а их нет ни у кого из участников этого проекта. Нужно воспринимать такие заявления иранцев просто как пожелания, чего бы им хотелось.

Беседовал Степан Ратников 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions