RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
19.08.2016 14:21:12
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Построить железную дорогу от Казвина до Астары за четыре года – это утопия

Стратегия развития железнодорожной отрасли Ирана предполагает создание новых маршрутов. К числу важнейших относится строительство железной дороги Казвин – Решт – Астара, имеющей колоссальное значение в процессе создания международного коридора Север – Юг, который свяжет страны Северной Европы и Юго-Восточной Азии через сеть железных дорог Азербайджана, Ирана и России. Помимо этого, приоритетными проектами в иранском правительстве считают строительство железной дороги, которая соединит Иран и Афганистан, а также железной дороги Мияне – Бостанабад и высокоскоростной линии Тегеран – Исфахан. Плюс должна быть электрифицирована линия Тегеран – Мешхед. Реализация этих проектов запланирована на ближайшие годы. Насколько все это выгодно для России, РЖД-Партнер решил поинтересоваться у доцента Европейского университета в Санкт-Петербурге, эксперт по экономике Ирана и стран Ближнего Востока Николая Кожанова. 

Построить железную дорогу от Казвина до Астары за четыре года – это утопия

– Николай Александрович, не слишком ли грандиозные планы у Ирана, учитывая называемые сроки завершения строительства в пределах трех-четырех лет?

– Основные вопросы здесь: кто будет строить и инвестировать? Эти проекты я помню еще с 2006 года, когда как раз и стал более плотно заниматься иранской экономикой. С тех пор все это «строится», и каждый раз Иран обещал сдать объекты за два-три года. В частности, дорогу до Мешхеда они электрифицируют уже, боюсь, больше десяти лет. И не в том смысле, что работы стоят. Это в практическую стадию еще толком не переходило. Раньше мешали санкции. Сейчас они сняты, но западники не торопятся подключаться к иранским проектам. А для России интерес представляют не все проекты. Если не ошибаюсь, у РЖД есть желание присоединиться к электрификации пути до Мешхеда. Но ключевым проектом является, конечно же, дорога через Казвин, Решт и Астару. Причем о ее развитии недавно говорилось на самом высоком уровне, потому что без строительства этой дороги невозможно будет насытить коридор Север – Юг. Прежде основным для России и Ирана рассматривался морской путь через Каспий, но там все естественным образом ограничено тем, что на море у нашей страны основным портом считается Оля, который до сих пор не развит. Получается такое «бутылочное горлышко». Среднюю Азию долгое время избегали считать основным путем направления ввиду того, что у Ирана был всего один пропускной пункт. Скоро их должно стать уже два. Но опять же транспортировка через несколько стран, учитывая специфику среднеазиатских режимов, накладывает определенные ограничения. Поэтому Кавказ в течение долгого времени оставался закрытым из-за вопросов, связанных с безопасностью. Сейчас там ситуация более-менее стабильная. И со стороны Азербайджана, Ирана и России есть желание развивать коридор Север – Юг. В частности, для Ирана это позволит усилить свой транзит.

– Кстати, Иран уже подписал с Россией и Азербайджаном соглашения о предоставлении скидок в 15-40% в зависимости от типа груза и объемов. Как считаете, это сможет привлечь грузовладельцев на новые маршруты?

– В Иране транспортным перевозкам традиционно уделяется большое внимание. Переключившись на любимый мною Каспий, отмечу, что у России там флот стареет, т.к. нет помощи от государства. У иранцев же все с точностью до наоборот. Грузоперевозки пользуются активной поддержкой, развиваются порты, закупается новая техника. То же самое и с железными дорогами: Иран вкладывает туда очень много и поддерживает активизацию маршрутов, понимая, что на этом базируется основа политической и экономической безопасности государства. Более того, иранцы в принципе народ достаточно гибкий. И если они будут менять системы скидок, то только в зависимости от потребностей складывающейся ситуации. В частности, если поймут, что именно скидки являются основным привлекающим фактором, то будут стараться их каким-то образом

удерживать. Если же дело не пойдет, то они могут переключиться на другое направление, например, попытаться задействовать Среднюю Азию, китайский путь.

– Что обычно перевозят из Ирана в Россию и в обратном направлении?

– Традиционно легче загружались контейнеры, которые шли в сторону Ирана. Если говорить о направлении из России, то это нефтехимия, лес, металл. Если подключается Европа, то это уже товары потребительского характера. А вот в обратном направлении загрузка всегда была хуже, и вообще возникает вопрос, что иранцы могут предложить России. Если же рассматривать транзит из Индии в страны Северной Европы, то здесь очень многое будет зависеть от того, насколько будет повышена пропускная способность этого пути и насколько ускорена транспортировка грузов. В противном случае индийцы хорошенько задумаются, стоит ли это направление развивать.

– Сколько средств потребует строительство железной дороги Казвин – Решт – Астара?

– Иранцы всегда называли разные цифры. Но путь достаточно трудоемкий, потребуется преодоление горного хребта со значительными высотами. И строить подобные проекты за три-четыре года – это утопия. Потому что придется вкладывать туда очень много денег, а их нет ни у кого из участников этого проекта. Нужно воспринимать такие заявления иранцев просто как пожелания, чего бы им хотелось.

Беседовал Степан Ратников 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Предложения партнеров
Загрузка...
Loading...

На ту же тему
РЖД-Партнер

В 2016 году убытки Eesti Raudtee увеличились до 10,8 млн евро

В 2016 году убытки Eesti Raudtee увеличились до 10,8 млн евро
В прошлом году убытки государственной компании Eesti Raudtee AS увеличились почти в два раза с 6,3 млн евро до 10,8 млн евро. Оборот компании сократился на 10,6% до 43,3 млн евро.
РЖД-Партнер

С 1 мая интервал движения на МЦК в часы пик сократиться до 5 минут

С 1 мая интервал движения на МЦК в часы пик сократиться до 5 минут
С 1 мая поезда на МЦК в часы пик будут следовать с интервалом 5 мину, сообщил статс-секретарь, вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков в рамках расширенного заседания совета Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор).
РЖД-Партнер

Консолидация парка вагонов идет естественным путем

Консолидация парка вагонов идет естественным путем
Процесс консолидации вагонного парко регулируется рынком, считает заместитель генерального директора по коммерции и производству АО «ФГК» Андрей Исаев.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Новости партнеров
Загрузка...
Loading...
Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум

Устав железнодорожного транспорта предусматривает ответственность не только перевозчика, но и отправителей (получателей) грузов, за убытки, возникшие на сети по их вине в случае аварийных ситуаций при перевозках. В Минтрансе предложили поправку в закон, дополняющую этот список строкой о компенсации расходов перевозчику в связи с отцепкой вагонов в ТОР. Поможет ли это укрепить безопасность на сети РЖД?

50 50
Нет, это мало что изменит
25 25
Да, это поможет укрепить безопасность на сети
25 25
Воздерживаюсь от ответа
Все опросы
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions