По данным ОАО «РЖД», в декабре и январе большим спросом пользовались услуги с повышенной комфортностью перевозок, а также новые продукты с дополнительными сервисами и удобным расписанием, которые были предложены рынку.
Хороший вид из окна второго этажа
За новогодние праздники и школьные каникулы поездами дальнего следования было перевезено 5,2 млн человек. Пик роста перевозок пришелся на 9 января, когда поездами было отправлено 390,4 тыс. пассажиров (+5,6% к уровню 2015 г.).
Начало января показало прежде всего востребованность двухэтажных поездов. В частности, поезд Москва – Адлер перевез 21,2 тыс. человек (+14% к уровню новогодних перевозок 2014–2015 гг.). В 2015 году благодаря использованию двухэтажного подвижного состава в сообщении между Москвой и Санкт-Петербургом, Брянском, Ярославлем, Белгородом, Смоленском, Курском, Воронежем, Нижним Новгородом произошло увеличение пассажиропотока. На некоторых направлениях он вырос в 1,5 раза.
Эксплуатация подобного типа вагонов показала его эффективность: в них больше мест, чем в обычном подвижном составе. Поэтому проезд пассажира дешевле.
В 2015 году география курсирования двухэтажных поездов была расширена за счет трех новых маршрутов. А 1 февраля 2016-го на маршрут Санкт-Петербург – Москва выйдет второй двухэтажный поезд (№ 7/8). Первый такой поезд (№ 5/6) из 11 вагонов курсирует еще с 1 февраля 2014 года. Помимо маршрута Москва – Санкт-Петербург, двухэтажные поезда поставлены на линии Москва – Адлер, Москва – Казань, Москва – Воронеж и Москва – Самара. В целом в 2015 году в таких вагонах было перевезено 1,5 млн пассажиров.
«Ласточки» и «Стрижи» ушли в полет
Существенный рост перевозок зафиксирован на тех маршрутах, где были поставлены поезда «Ласточка» и «Стриж». Так, новым скоростным поездом «Стриж» на маршруте Москва – Нижний Новгород было перевезено 700 тыс. пассажиров. В ближайшее время «Стриж» свяжет Москву с Берлином. Между двумя столицами поезд будет курсировать 3 раза в неделю, время в пути составит около 17 ч, что на 7 ч меньше, чем обычным. Для этого, по данным Московской железной дороги, в 2015 году была подготовлена инфраструктура на всем 487-километровом участке трассы от столицы до российско-белорусской границы (ст. Красное). Этот участок поезд будет преодолевать за 4,5 ч с маршрутной скоростью 106 км/ч. В перспективе поставлена задача сократить время в пути до 4 ч. Однако для этого требуются дополнительные средства на модернизацию путей. Целесообразность их выделения сейчас изучается. Ведь затем по территории ряда других стран, включая Белоруссию и Польшу, «Стриж» будет двигаться медленнее. Обязательства, связанные с пропуском ускоренного поезда, например, в Польше принимать на себя не спешат. Поэтому суммарное время в пути «Стрижа» составит 17 ч. При реализации предложенных ОАО «РЖД» комплексных мер можно будет сократить его до 15 ч.
Высокую оценку в ОАО «РЖД» также получили транспортные продукты в рамках программы «Дневной экспресс». Они охватывают сегодня 38 пар поездов на 21 направлении, которые обслуживаются электропоездами «Ласточка». В 2015-м ими было перевезено 8,2 млн пассажиров, что на 50% выше уровня позапрошлого года. По подсчетам ОАО «РЖД», во время новогодних праздников продукты в рамках программы «Дневной экспресс» показали рост в 2,6% по сравнению с предыдущим периодом.
Традиционно вырос пассажиропоток на северо-кавказском направлении: в сторону Адлера – на 2,2%, Анапы – на 7,6%, Кисловодска – на 6,8%. В этот период на российских железных дорогах были предложены такие специальные продукты, как детский поезд: состав проследовал, например, из Минеральных Вод на главные новогодние торжества в Москву.
Как подогреть продажи
Для стимулирования продаж на тех маршрутах, где по итогам 2015 года была отмечена тенденция сокращения пассажиропотока, с 14 января 2016-го решено использовать принцип гибкого тарифообразования. Как сообщили в АО «ФПК», в начале текущего года такая система охватила 134 поезда, на которые осуществлялись продажи проездных документов за 45 суток до момента отправления. Сегодня она распространилась уже на 3/4 от общего количества поездов дальнего следования на сети РЖД. Это 390 поездов на 116 направлениях во внутригосударственном сообщении.
Скидки касаются вагонов-купе, СВ, люкс и подвижного состава с местами для сидения в скоростных поездах. Введению гибкого тарифообразования предшествовали маркетинговые исследования. Были изучены все виды скидок и надбавок, которые ранее применялись на сети РЖД. Например, тарифы могли быть дифференцированы в зависимости от категории места, дня недели, глубины продажи. Сегодня тарифы могут как повышаться, так и снижаться. Причем сумма различных коэффициентов в рамках системы динамического ценообразования позволяет привести к снижению тарифа более чем на 50% по сравнению с базовым уровнем.
Нельзя не отметить, что на сети также действует программа лояльности «РЖД Бонус». Например, в конце 2016 года она должна охватить уже не менее 2 млн человек.
Сервис с добавкой
Еще один способ повысить эффективность продаж – введение дополнительных сервисов. Пример – перевозка автомобилей. Услуга была успешно опробована на таких маршрутах, как Москва – Хельсинки, Москва – Петрозаводск, Москва – Псков, Москва – Астрахань, Санкт-Петербург – Астрахань, Москва – Санкт-Петербург, Москва – Адлер и Санкт-Петербург – Адлер. Причем на последних трех направлениях такие сервисы оказались наиболее востребованы. В целом в 2015 году в вагонах-автомобилевозах было отправлено около 3,3 млн транспортных средств.
В 2016-м перевозить автомобили начнут и по некоторым другим направлениям. В частности, в пассажирских поездах Москва – Казань.
Александр Солнцев
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions