+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.01.2016 14:10:15
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Активы отойдут от дел

Формат развития ОТЛК планируется сделать проще. Теперь участникам компании не потребуется вносить активы, по крайней мере на первом этапе. Но, по мнению экспертов, говорить об окончательном решении этого вопроса рано, пока новая модель компании не будет согласована со всеми партнерами. В любом случае развитие проекта должно осуществляться при равномерном участии всех сторон.  

Вариант полегче
Как известно, учредителями ОТЛК выступили три компании от трех государств – участников Таможенного союза (ТС): ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), АО «Национальная компания «Казакстан темiр жолы» (КТЖ) и государственное объединение «Белорусская железная дорога» (БЖД). Предполагалось, что стороны будут постепенно вносить активы, доведя в конечном итоге свои доли в уставном капитале до паритета (по 33,3%). Но партнеры это делать не торопились. По словам председателя совета директоров инжиниринговой компании «2К» Ивана Андриевского, возможно, это связано с тем, что условия внесения были попросту неясны. «Не исключено, что стороны не смогли договориться о внесении активов в ОТЛК. Так, Казахстан и Белоруссия при прежних условиях формирования компании явно теряли управление над своими таможенными терминалами. Вероятно, поэтому было принято решение сохранить лишь общее управление над грузоперевозками по ТС в рамках ОТЛК», – пояснил он.


В прессе уже упоминалось, что руководство стран, компании которых входят в ОТЛК, высказывали недовольство по ряду пунктов, в частности, Казахстан – по поводу менеджмента Объединенной компании и изменения изначальной позиции по реализации сервисов ОТЛК. Да и текущая экономическая ситуация только усугубила расхождение в вопросах единой транспортной политики участников.


На этом фоне наиболее оптимальным показалось решение о применении «легкого» варианта формирования. Правда, по мнению финансовых аналитиков, в этом случае определенных трудностей также не избежать. «Не исключено, что такой вариант несколько затруднит управляемость грузовыми перевозками, поскольку реального управления активами у ОТЛК не будет», – говорит И. Андриевский. В то же время, по его словам, данный механизм снизит издержки компании и при грамотном согласованном управлении всеми учредителями действительно позволит генерировать в рамках компании большие доходы.
Операторы всех стран, объединяйтесь!
При этом ОТЛК как единый центр управления грузопотоками может реально стать эффективным инструментом в организации железнодорожной логистики. И. Андриевский отметил, что рост грузоперевозок в рамках Объединенной компании уже показал возможности и потенциал этого инструмента. И если отсутствие контроля непосредственно над активами не приведет к снижению эффективности ОТЛК, компания может стать центром притяжения для операторов из других стран.
Президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров уже подчеркивал, что вопрос о входе в ОТЛК участников из других стран сейчас прорабатывается. «Интеграционный процесс был на пространстве Таможенного союза. Есть вопросы, поскольку появились новые участники, но мы с ними не соединены железными дорогами напрямую», – пояснил он.
И теперь не все готово
Однако эксперты просят не забывать, что операционная модель ОТЛК до настоящего момента еще не определена. Глава «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров ранее отмечал, что первоначальный план создания ОТЛК был именно в формате «без активов», а внесение акций «ТрансКонтейнера» было осуществлено для защиты его от приватизации.
По словам генерального секретаря международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам» Геннадия Бессонова, это пока один из способов, который может быть осуществим. Безусловно, окончательный вариант будет наиболее приемлемым для всех участников этого проекта. Скорее всего, озвученная модель и будет введена, но сейчас очень важно определить вопросы внутреннего устройства. Например, останется там актив «ТрансКонтейнера» или нет.


Г. Бессонов подчеркнул, что хотя о завершении формирования ОТЛК уже было объявлено, операционная модель компании по сей день до конца не определена. «Сейчас важно учесть позиции всех трех участников, потому что в свое время ни Казахстан, ни Белоруссия своих обязательств по наполнению ОТЛК активами не исполнили. Сама идея по созданию такой компании абсолютно верна, но сегодня есть лишь искаженная модель, куда внесены активы только РЖД. Я не буду вдаваться в подробности, почему так произошло, но если подписанты соглашения свои обязательства не исполнили, наверное, РЖД не имеет смысла вкладывать туда 99% акций. Вот почему холдинг абсолютно справедливо пытается выстроить ту модель, при которой все участники будут в равных условиях», – заключил он.


Председатель Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана Нигматжан Исингарин пояснил, что начать нужно было с организационных мероприятий и постепенно переходить к самому сложному. «Здесь же получилось наоборот: взялись за объединение активов, не отработав организационный момент. Надо было сделать совместное предприятие по разработке мер по использованию активов, а не включать их сразу. Когда этот вопрос будет отработан, то уже можно говорить о включении активов, работающих на маршруте», – добавил он.
Тот факт, что работа по формированию ОТЛК велась с некоторым опережением, отметил и глава РЖД. По его словам, возможность внесения минимального набора активов сейчас рассматривается, но это будет второй этап. «Хочу напомнить, что объединение и интеграция происходят в несколько этапов. Первый мы прошли полностью и даже его опередили внесением активов, поскольку на начальном этапе мы должны были зарегистрироваться, внести деньги и определить, что вносить на следующей стадии. Мы пошли вперед, сейчас будем корректировать ситуацию», – пояснил О. Белозёров.
Представители дочерних компаний, акции которых будут возвращены, от комментариев воздержались, только в АО «РЖД Логистика» сказали, что сообщение о выходе из уставного капитала ОТЛК никак не повлияло на текущую работу компании.
Александра Можаровская  

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions