+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.12.2020 13:14:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

«Ну что тебе сказать про Сахалин?»

В этом году на самом большом острове России, Сахалине, где находятся уникальные природные комплексы, произошло знаковое событие – железнодорожная колея получила статус общероссийской. Сделан первый и очень важный шаг для сухопутного соединения острова с Большой землей. А что нужно сделать, чтобы построить и открыть движение по этому переходу, и готовы ли сахалинцы в перспективе принять по нему грузы и пассажиров? О том, чем сейчас живет Сахалин, как развивается его экономика и социальные проекты, мы попросили рассказать губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко.
«Ну что тебе сказать про Сахалин?»
«На острове нормальная погода»

– Валерий Игоревич, Сахалинская область – единственный субъект РФ, который отделен от материка проливами, океанами и морями. Это, образно говоря, островное государство, где транспортная доступность определяет его жизненный цикл. Годами она была занозой в теле острова. Удалось ли вытащить ее, или по-прежнему штормы и тайфуны не дают вам спокойно работать и жить?
– Штормы и тайфуны будут всегда, поэтому наша задача – сделать все, чтобы плохие погодные условия не оказывали серьезного влияния на транспортное сообщение. Например, у нас должны быть такие морские суда, которые смогут справляться со сложной ледовой обстановкой на Курильских островах, будут современными и комфортными для пассажиров.

С этой целью уже завершается строительство двух грузопассажирских судов, которые выйдут на это направление. Они способны перевозить контейнеры, легковые автомобили и пассажиров. Будем надеяться, что пандемия коронавируса не скажется на планируемом сроке окончания строительства судов и мы получим их вовремя – в I квартале 2021 года. Кроме того, идет строительство двух автомобильно-железнодорожных паромов на линию Ванино – Холмск. Их мы ожидаем в 2022-м.

Мы также уделяем особое внимание развитию воздушного транспорта, ведь более 95% пассажиров прибывают на территорию региона именно самолетами. На сегодняшний день все аэропорты Сахалинской области находятся в региональной собственности, и мы провели определенные мероприятия, с тем чтобы понизить метеоминимумы, сократить сроки устранения последствий неблагоприятных погодных условий и повысить качество обслуживания пассажиров.

Чтобы соединить все отдаленные районы с областным цент­ром, восстанавливаем советскую сеть аэродромов, приобретаем новые воздушные суда для полетов по этим направлениям. Буквально недавно на Сахалин прибыли два новых самолета пассажировместимостью 19 человек.

– Правительство отложило проект третьей очереди Восточного полигона до 2022 года. Боюсь, такая же участь может постичь транспортный переход материк – Сахалин и уж тем более – перспективу международного моста на остров Хоккайдо. Правда, на совещании по вопросам развития железнодорожной отрасли Владимир Путин сказал, что этот проект носит стратегический характер и в его развитие в ближайшие годы намечен кратный рост инвестиций. Насколько важно для вас прямое внутрироссийское сообщение с Большой землей и выход на международный рынок?
– Для острова стабильное сообщение с материком имеет критическое значение. Да, мы развиваем производства, стараемся по максимуму обеспечивать себя сами. Но мы никогда не уйдем от поставок грузов с материка. Да и задачи такой не стоит. У нас реализуются крупные инвестиционные проекты в топливно-энергетическом секторе, туризме, сельском хозяйстве. Мы приступаем к реализации новых – например, к созданию Сахалинского нефтегазового индустриального парка, индустриально-строительного парка, логистического агропромышленного кластера и др.

Безусловно, все они требуют доставки большого количества оборудования. Нам также необходимо иметь и надежный грузовой канал для поставки нашей продукции на материк и дальше, на международный рынок. Сейчас с этим зачастую возникают проблемы.

– На Сахалине завершилась перешивка железнодорожной колеи на общероссийский стандарт. Что это дало, на Ваш взгляд, экономике, промышленным предприятиям и жителям острова?
– На протяжении многих десятилетий на острове была так называемая узкоколейка. И чтобы после паромной переправы грузовые вагоны могли продолжить свой путь с материка по острову, приходилось менять колесные пары. После перешивки колеи такая практика ушла в прошлое, а значит, мы выигрываем время. Сроки доставки грузов потребителям сократились.

Что еще важно, мы смогли наконец-то обновить подвижной состав. Первыми в России запустили новые рельсовые автобусы «Орлан». В прошлом году к нам пришли три рельсобуса, и буквально в эти дни мы запускаем на междугороднее направление еще три новых состава такой же модификации, но с повышенным комфортом.
К нам также поступили новые купейные вагоны, которые выйдут на линию Южно-Сахалинск – Ноглики. Это самый протяженный маршрут острова.

То есть модернизация железной дороги позволила повысить качество обслуживания пассажиров. Это также важно и для развития туризма. Мы сможем запустить новые программы для желающих увидеть сахалинские красоты.

«Прибой мою тельняшку просолил»

– Скажите, пожалуйста, а, помимо железной дороги, остальная транспортная инфраструктура Сахалина готова к реализации проекта по строительству мостового перехода? Нужна ведь реконструкция портов, особенно Холмска, где к технологическим проблемам добавилась административно-организационная. Необходимо привести в порядок автомобильные дороги и станции, мосты и аэропорты. Выдержат ли они увеличение грузо- и пассажиропотока?
– Учитывая проекты развития, мы уже готовим себя к увеличению грузопотока. Например, приступили к реализации инвестиционного проекта по реконструкции порта Корсаков, в том числе в целях обслуживания грузов, следующих по Северному морскому пути, обслуживанию рыбодобывающего флота и перегрузке контейнеров.

Крупнейший на Сахалине угольный терминал в порту Шахтерск с каждым годом наращивает объемы отгрузки угля. На текущую дату отгружено уже более 8 млн т. При этом возможности порта расширяются с каждым годом путем модернизации перегрузочных мощностей и обновления судов для рейдовой погрузки.

 Также мы приступаем к строительству морского терминала в Макаровском районе (с. Новое).
ОАО «РЖД» реализует ряд мероприятий по стабилизации мультимодальных перевозок через паромную переправу Ванино – Холмск. В целом железнодорожная инфраструктура готова к увеличению грузопотоков.
То же самое относится и к авиации. Мы активно развиваем авиасообщение, как я уже говорил ранее. Поэтому в настоящее время аэропорты, расположенные на территории Сахалинской области, готовы к увеличению пассажиропотока.

Что касается дорог, то у нас продолжается их модернизация. Кроме того, главная трасса Южно-Сахалинск – Оха с 1 января 2021 года переходит в федеральную собственность, а значит, стандарты по ее обслуживанию будут повышены.

«И я живу у самого восхода…»

– И, наконец, вопрос, который невозможно обойти вниманием: какую долю в экономике Сахалина занимают Курилы? Раньше туда во время путины ехали на заработки со всего Союза. Но это была сезонная работа. А чем сейчас живут Курильские острова? Налажено ли там производство, быт, медицинское обеспечение, да и просто возможность добраться до Большой земли? Думаю, социальная обеспеченность курильчан не менее важна, чем политическая составляющая этих островов.
– Курильские острова активно развиваются в рамках федеральной целевой программы. Но хочу отметить, что основную финансовую нагрузку несет на себе бюджет области. Мы вкладываем средства в развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, коммунального хозяйства, социальной сферы Курил.
С 2016 года там введены в строй новые детские сады, школа, объекты культуры, спорта. В настоящее время продолжается строительство еще четырех школ, трех объек­тов здравоохранения, двух объектов культуры. К 2025-му планируем выйти на полное обеспечение потребностей в социальных услугах и на 100% обновить социальные объекты.

Еще одним ключевым вопросом является жилищное строительство. Планируем к 2024 году решить вопрос расселения ветхого и аварийного жилого фонда на Курилах. В целом объем строительства и ввода жилья по программе составит более 100 тыс. кв. м.

Как я уже сказал ранее, в следующем году мы сможем также значительно улучшить транспортное сообщение с островами благодаря новым судам.

Что касается экономики, то традиционно Курилы живут за счет рыбохозяйственного комплекса, который в последние годы получил новый импульс развития. Благодаря реализации инвестиционных проектов за последние 3–5 лет была проведена серьезная модернизация перерабатывающей базы и флота компаний. Опережающими темпами развивается лососеводство.

Отмечу, что инвестпроекты в рыбной отрасли затрагивают все районы Курильских островов. И мы планируем за счет их реализации к 2023 году кратно увеличить объемы вылова и переработки водных биоресурсов и довести ее до 5 тыс. т в сутки. Это очень большой объем. И, по сути, уже круглогодичная, а не сезонная занятость.

Беседовал Олег Дьяченко

Полный текст интервью читайте в № 24 (436) журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions