+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.08.2023 09:09:21
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Новый уровень «Ласточки»

Презентация скоростного электропоезда «Ласточка»  ЭС104, опытный образец которого был изготовлен на заводе «Уральские локомотивы» (входит в «Синара-Транспортные Машины»), безусловно, стала главным событием  «Иннопрома-2023».  В поезде применены самые передовые технологии. Еще одно важное отличие от предыдущих версий — современный дизайн. Именно таким, по словам разработчиков новой «Ласточки», будет  облик российских железных дорог. Подробнее об этом в интервью первого заместителя генерального директора по технической политике  завода «Уральские локомотивы» Виталия Брексона.

Новый уровень «Ласточки»
–Первое, на что обращаешь внимание, когда смотришь на новый электропоезд «Ласточка», - оригинальный экстерьер головного вагона. Чем обусловлен такой выбор формы?

– В основу проекта фронтальной части поезда был заложен ряд идей, которые позволили обновить внешний вид всем известной «Ласточки», придав ему новую современную форму. Она снизит уровень аэродинамического шума и коэффициент сопротивления на 18% по отношению к электропоездам «Ласточка» модели ЭС2Г.
Также требовалось создать возможность для конструктивного закрытия полости автосцепки. Эксплуатация предыдущих серий поездов показала необходимость такого решения. При этом поезд ЭС104 может поставляться как с обтекателем головного сцепного устройства, так и без него, решение остается за заказчиком.
В ходе выполнения дизайн-проектирования была проведена аналитическая работа, изучены современные аналоги электропоездов и тренды дизайна в железнодорожном транспорте. Далее следовал этап поиска формы с помощью эскизирования и 3д-моделирования. Каждая предлагаемая модель фронтальной части, а их было рассмотрено более десятка вариантов, подвергалась проверке на величину коэффициента аэродинамического сопротивления. В результате проведенной работы была выбрана форма фронтальной части поезда в геометрическом стиле, для которого характерны строгость и простота линий, сочетание округлых и граненых элементов. В цветовом решении головной части применен достаточно распространенный в мире дизайна прием визуального увеличения лобового остекления за счет окраски в черный цвет.

–Какие еще современные дизайнерские идеи получили воплощение в новой «Ласточке»?

– Помимо фронтальной части поезда, некоторые изменения претерпел и интерьер салона. Применен новый тип более комфортных кресел, каждое из которых снабжено USB-зарядным гнездом. Изменена цветовая гамма обшивки кресел, теперь она в спокойных серых тонах, а металлические детали поручней, наоборот, получили ярко-оранжевый окрас.
Количество пассажирских посадочных мест в базовой пятивагонной комплектации увеличено до 416, из них 7 откидных кресел для пассажиров, которые едут на сравнительно небольшие расстояния предусмотрено. Количество санитарных модулей увеличено с двух до трех, в них появились пеленальные столики. Опционально имеется возможность установки велопарковок.
В отличие от поездов предыдущих поколений особое внимание уделено возможности проезда маломобильных групп населения, имеются места для установки инвалидных колясок и, конечно, предусмотрены лифты для посадки.

–Если говорить о технических характеристиках нового поезда, что нужно отметить в первую очередь?

– Поезд ЭС104 в основной составности 5-вагонный. Он может быть сформирован в любой составности от трех до 12 вагонов. При этом особенностью в отличие, скажем от ЭС2Г, является концентрация функционального комплекта тягового оборудования на моторном вагоне (на ранее выпускаемых сериях такой комплект устанавливался на головном и втором вагонах). В случае ЭС104 моторным является второй, а не головной вагон. На втором вагоне: токоприемник, быстродействующий выключатель (БВ), тяговый преобразователь с интегрированным сетевым фильтром, своим для каждой тележки (на ЭС2Г дроссель фильтра был один на весь вагон и существовал отдельно от тягового преобразователя, что отнюдь не улучшало характеристики). В итоге на головном вагоне поезда ЭС104 размещается только преобразователь собственных нужд (ПСН), который располагается на крыше. Такая компоновка оборудования позволяет установить в 5-вагонный состав три моторных вагона, обеспечив повышение показателя ускорения с 0,7 до 1,1 м/с2 (при необходимости). В основной составности моторных вагона два.

Длина вагона составляет 25 метров, компоновка бестамбурная. Первая ступень подвешивания кузова - пружинные рессоры, вторая ступень пневматическая подвеска, что и обеспечивает беспрецедентную плавность хода. На достижение необходимой скорости влияет и материал корпуса — это алюминиевый экструдированный профиль.
Для создания скоростной тележки специалистами «Уральских локомотивов» разработан новый тяговый двухступенчатый редуктор. Его конструкция предусматривает 6 класс кинематической точности.

Также разработчикам удалось повысить надежность тягового оборудования, регулирование момента и резервирование цепи в модели ЭС104 осуществляется потележечно (в ЭС2Г – повагонно).
Преобразователь скомпонован как универсальный, то есть он же будет использован и для других поездов линейки: переменного тока и двухсистемных.

–Что сейчас происходит с новым поездом, и какие перспективы появления ЭС104 на железных дорогах страны?

– Первые два поезда уже направлены на приемочные и сертификационные испытания, которые должны подтвердить правильность принятых при проектировании технических решений. Завершение испытаний запланировано в IV квартале 2023 года. После получения сертификата начнется поставка РЖД новых поездов для перевозки пассажиров. Стоит отметить, что 22 поезда уже законтрактованы РЖД.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions