+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.06.2021 17:38:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Имидж РЖД портят царские технологии

Игнорирование экологических проблем обходится всему человечеству слишком дорого, заявили эксперты, съехавшиеся со всего мира на Петербургский экономический форум. Более того, почти в каждой панельной дискуссии главной становилась именно экологическая повестка, а это значит, что у общества растет экологический запрос к государству, а у государства – к бизнесу. Как рассказал РЖД-Партнеру Владимир Чупров, проектный директор российского отделения Гринпис, у ОАО «РЖД» есть значительный потенциал для минимизации вреда, который компания наносит природе при расчистке полос отвода.
Имидж РЖД портят царские технологии
– Владимир Алексеевич, Вы написали письмо в ОАО «РЖД» с предложениями, которые могут не только повысить эффективность эксплуатации железнодорожной̆ инфраструктуры, но и снизить опасность возникновения пожаров. Почему Гринпис вообще взял на себя задачу писать письма в ОАО «РЖД»?
– Гринпис несколько лет получает обращения граждан (в том числе и Московского региона) о нарушении их прав на благоприятную окружающую среду. Одной из причин сложившейся ситуации является сжигание порубочных остатков, образующихся в том числе в результате борьбы с растительностью на полосе отвода.

– Полоса отвода, согласно железнодорожным правилам, – это всего лишь метров 10 от оси крайнего пути разъезда, обгонного пункта и станции до границы полосы отвода. То есть относительно небольшая территория.
– Но она часто идет в лесной зоне. И так как растения восстанавливаются достаточно быстро, то их вновь вырубают. Каждый год РЖД тратят значительные средства и усилия на то, чтобы уничтожить эту растительность. То есть пассажиры видят, как железнодорожники или подрядные компании, расчищая полосу отвода, не просто вырубают деревья и кусты, но и сжигают. Это варварская технология является источником смога и потенциальным очагом пожаров за пределами полос отвода, в результате чего наносится урон биоразнообразию. Это не секрет, что именно от железной дороги часто начинаются ландшафтные пожары, которые угрожают в том числе особо охраняемым природным территориям.

– Правильно ли я Вас поняла, что речь идет о небольших деревьях?
– Если расчищают северные таежные территории, то в связи с большими расстояниями растительность уничтожается реже. За это время деревья могут набирать в диаметре до 10 см.

– Как Вы предлагаете минимизировать ущерб природе?
– Во-первых, вырубленную древесину не сжигать, а реализовывать ее или населению, или на специальных тендерах для реализации ее на нужды социальных объектов – деревенских школ, клубов, поликлиник. Потому что в тех регионах, где таким образом РЖД вырубают деревья, до сих пор жилые и административные здания часто отапливают дровами. Но достать дрова сегодня – это большая проблема. В среднем на небольшой дом с баней требуется около 25 кубометров древесины. Даже такой объем северянам приходится добывать с трудом.

Во-вторых, срубленные деревья и кустарники можно на месте пропускать через специальную установку по расщеплению и прессованию с получением пеллет. Это то, что любители домашних животных покупают для кошачьих туалетов. На самом деле спектр применения древесных пеллет шире. В первую очередь это готовое древесное топливо. Его можно использовать, например, в котлах-титанах пассажирских вагонов.

– Вы предлагаете использовать установки по производству пеллет на подвижной платформе?
– Это вопрос к инженерам РЖД, но в целом да, это позволит сэкономить средства, так как снизит объемы транспортируемых порубочных остатков. Кстати, по имеющейся информации, в Московском регионе уже предпринимались попытки организации производства биотоплива (пеллет) на основе порубочных остатков, образующихся в результате ухода за лесом и зелеными насаждениями.

– Вопросы экологии и климата – одни из самых громких…
– Именно так. В настоящий момент РЖД начали осваивать водородные технологии. Тем более компании по плечу и более простые вещи! Человеческие, если хотите. Они не столь громкие, но обычным людям такое движение навстречу даже более понятно и, если хотите, приятно. И отчасти решается проблема природных пожаров.

– Сейчас на международном уровне очень остро стоит вопрос о снижении углеродного следа. Как Вы считаете, вот такие простые решения, как изготовление пеллет или раздача дров, изменят имидж компании?
– Понятно, что РЖД полностью углеродный след не устранят, но смогут его снизить. И есть имиджевый эффект. Он беспроигрышный, если РЖД выберут любой из вариантов, позволяющий отказаться от сжигания деревьев и кустарников, которое использовали еще 200 лет назад при царе.

Гринпис готов обсуждать этот вопрос с ОАО «РЖД». Мы хотим выработать такое решение, которое снизит опасность возникновения пожаров, связанных с эксплуатацией железнодорожной инфраструктуры.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions