+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.04.2024 09:26:20
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Восточный полигон пошел на третий круг

29 марта ОАО «РЖД» и ГК «Бамтоннельстрой-Мост» заключили договоры генерального подряда на создание на БАМе второго Северомуйского, второго Кодарского и третьего Кузнецовского тоннелей, а также нового моста через Амур в Комсомольске. С подписанием документа Минтрансом РФ объявлено о начале реализации III этапа программы развития Восточного полигона.
Восточный полигон пошел на третий круг
Тоннелестроители дело знают

Предварительная стоимость проектирования и строительства искусственных сооружений составляет 498,8 млрд руб.

«Бамтоннельстрой-Мост» самостоятельно привлечет финансирование, для чего будет подписано соглашение о взаимодействии РЖД, подрядчика и кредитора. «Российские железные дороги» обязуются рассчитаться со строителями в течение 10 лет после ввода объектов в эксплуатацию.

Завершить строительство Кодарского тоннеля планируется к концу 2030 года, остальных сооружений – до конца 2032-го. Эти объекты в совокупности с другими работами по III этапу развития Восточного полигона позволят ему обеспечить суммарную провозную способность в экспортном направлении до 270 млн т ежегодно.

«Бамтоннельстрой-Мост» уже участвовал в создании крупных искусственных сооружений на востоке страны. Примечательно, что его специалистами был возведен новый Кузнецовский тоннель, который, можно сказать, оказался предвестником модернизации Восточного полигона.

Как известно, со второй половины 2000-х заметно оживились перевозки в направлении портов Ванино и Советской Гавани, появились намерения бизнеса развивать эту портовую зону. Узким местом в первую очередь становился участок Оуэнэ – Высокогорная (линия Комсомольск – Ванино) со старым Кузнецовским тоннелем, построенным во время Великой отечественной войны. Здесь железная дорога делала крутую петлю и поднималась по склону хребта Сихотэ-Алинь к тоннелю. Подъем продолжался до разъезда Кузнецовский, на самой вершине перевала (максимальный уклон на участке составлял 27 м на километр пути), затем был такой же крутой спуск. Подобные условия позволяли проводить составы весом до 4 тыс. т, что значительно ограничивало освоение растущих перевозок.

Создание обходного 25-километрового участка с тоннелем длиной почти 4 км шло с 2008 по 2012 год. В итоге путь через новый Кузнецовский перевал стал более пологим, что помогло увеличить весовые нормы грузовых поездов – только на первом этапе они выросли до 5,6 тыс. т, а впоследствии увеличились до 7,1 тыс. т.

Но, расшив одно узкое место, стало ясно, что это не является комплексным решением проблемы пропуска возрастающего поездопотока к портам Тихого океана. Поэтому были разработаны меры по развитию инфраструктуры на других участках БАМа, которые вошли в программу «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», которую потом разбили на I и II очереди.

7 лет пишем – 10 в уме

В этом году завершается II этап модернизации Восточного полигона. На БАМе и Транссибе нужно построить 817 км пути и 589 искусственных сооружений, смонтировать 377 км контактной сети, проложить 4,5 тыс. км линий СЦБ. Всего рамках II этапа предусмотрено строительство около 1,4 тыс. км дополнительных главных путей. По его итогам инфраструктура сможет обеспечивать вывоз экспорта до 180 млн т ежегодно.

На прошлой неделе был одобрен подготовленный Минтрансом проект паспорта инвестиционного проекта III этапа развития Восточного полигона. В ближайшее время он будет утвержден правительством РФ.

Реализация III этапа развития Восточного полигона предполагает строительство более 2 тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений. Фактически весь БАМ должен стать двухпутным, как Транссиб. При этом в отдельный проект выделено создание наиболее сложных сооружений: дополнительных тоннелей (Северомуйского, Кодарского, Кузнецовского) и моста у Комсомольска.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов назвал проект геостратегическим. «Он связывает два центра силы, Россию и Китай. Поэтому эта стройка должна стать приоритетной и завершиться в установленные сроки. Этот важнейший путь – выход России к океану», – заявил он.

В самом деле, Китай остается крупнейшим торговым партнером – за последние два года значительно вырос импорт Китая по части нефти и угля – на 33 и 50%, соответственно.
III этап модернизации БАМа и Транссиба рассчитан до 2035 года. При этом достижение провозной способности в 210 млн т должно произойти по итогам 2030 года, а по итогам 2032-го Восточный полигон должен выйти на целевой показатель в 270 млн т.

Вполне вероятно, что в РЖД страхуются и не хотят ставить рискованные сроки. Если вспомнить I этап, то он неоднократно переносился.

При этом и грузоотправители и заинтересованные регионы хотели бы понимать, какое развитие получает инфраструктура на текущем моменте.

«Принимая во внимание позитив официальных отчетов по росту грузооборота, хотелось бы понимать реальные достижения показателей по участкам и фактическим объемам перевозимых по ним грузов. Таких отчетов мы не видим. Например, сколько тонн грузов и каких именно не вывезено в связи с новым строительством и отдельно с ремонтом [пути], какие реальны параметры пропускных способностей с учетом ремонтных окон», – ранее отмечал председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions