+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.04.2024 09:45:41
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Сколько стоит простой вагона?

Арбитраж вынес по поводу взыскания неустойки за простой вагонов в 2023 году более 2 тыс. решений. Клиенты стали судиться на эту тему больше, чем в 2022 году.
Сколько стоит простой вагона?
Ставка штрафов (как и частота и строгость их взимания) служит важным индикатором для рынка перевозок.

Такой инструмент, как штраф, может по-разному использоваться операторами в зависимости от ситуации. Есть компании, кто предлагает клиенту более низкую ставку аренды, но с жестким взиманием неустоек. И наоборот.

Выставление неустойки может также выступать в роли инструмента наказания клиента, который проявил непунктуальность в оплате предоставленных услуг.

О чем говорят ставки штрафов

В 2023 году появились примеры судебных решений, в которых вердикт был вынесен с учетом данных, приведенных в исследовании «Ставки и грузовые вагоны», которое проводит журнал РЖД-Партнер.

Это значит: ответчики ссылались на ставки штрафов, приведенные в исследовании.

В итоге удавалось установить справедливый размер штрафов. Подобная практика, в частности, характерна для Московского региона. Она показывает: в 2023 году судьи чаще всего принимали решения в пользу операторов.

Причем судебных актов по взысканию неустойки за сверхнормативный простой вагонов было зафиксировано больше, чем в 2022 году: Арбитражный суд вынес на эту тему в 2023 году более 2 тыс. решений.

Новые грани процесса

Сентябрь 2023 года дал дополнительную почву для размышлений на эту тему, поскольку явил целый ряд прецедентов. В частности, появилось разъяснение Верховного суда по поводу порядка платежей грузоотправителем неустойки за простой вагонов.

Были отменены решения, ранее вынесенные в пользу грузовладельца. Но не все так просто.

Возьмем пример: судом рассматривался прецедент, когда стороны договорились, что вагоны не могут простаивать больше 120 ч, а если правило нарушается, то грузоотправитель уплатит штраф.

Спорная ситуация возникла, когда простой допускался по вине контрагента, осуществлявшего погрузку, с которым подобного договора не заключали. Таким образом, он должен был, по мнению оператора, заплатить неустойку сполна.

● Из определения судьи ВС следовало: «Упоминание договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и на подачу и уборку вагонов <…> – это не условие применения ответственности грузоотправителей и грузополучателей за задержку не принадлежащих им вагонов под погрузкой и выгрузкой грузов, а <является всего лишь> юридико-техническим приемом, позволяющим определить время просрочки, за которую устанавливается штраф».

Суть – в нюансах

Вопрос – в размере штрафа: на эту тему из ВС поступила дополнительная информация.

По закону оператор может потребовать оплатить штраф в 5 МРОТ за один вагон в сутки, а клиент – попытаться в таком случае доказать несоразмерность взыскания, сославшись на ставки штрафов (они могут быть приведены, например, в исследовании). Основание в таком случае – применение статьи 333 ГК РФ для уменьшения размера неустойки.

Проблема: предоставляя суду право уменьшить размер неустойки, закон не определяет критерии и пределы ее соразмерности. Определение несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства осуществляется судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Тем не менее: по определению Конституционного суда РФ № 293-О от 14.10.2004 в положениях части 1 ст. 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а по существу – о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Иными словами: неустойка по своему существу является способом обеспечения обязательств и не должна служить средством обогащения кредитора.
Предъявление ставки штрафа на основе реальных сделок – это способ установить справедливый размер неустойки.
Ставки штрафов периодически меняются. Например, когда вагоны начинают чаще обычного простаивать на путях необщего пользования.

Где узнать ставки штрафов? Как они меняются и почему?
Это можно узнать в исследовании, которое проводит РЖД-Партнер.
Подробное описание вариантов подписки с ценами и формой для отправки заявки на подписку находится по ссылке.
Для оформления различных вариантов подписки на исследования «Ставки и грузовые вагоны», «Рынок аренды грузовых вагонов», «Рынок производства и ремонта грузовых вагонов» обращайтесь в отдел подписки РЖД-Партнера по тел.: +7 (812) 418-34-99 или по электронной почте: rasp@rzd-partner.ru. Оформить подписку на исследование также можно, отправив заявку со страницы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions