+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.09.2018 11:44:22
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Сделают ли новые поезда-лоукостеры доступнее междугородние перевозки?

РЖД не будут создавать новую компанию-лоукостер – такая новость пришла от главы Федеральной пассажирской компании Петра Иванова в начале августа. Напомним, что ранее речь шла о запуске на сети бюджетных поездов-лоукостеров, состоящих из устаревших моделей вагонов. Цена билетов на таких поездах должна была быть ниже, чем средняя по рынку. Услуги эконом-класса были рассчитаны на клиентов, которых устроил бы проезд в плацкартном вагоне без кондиционеров и биотуалетов по сверхнизкой цене. Однако выяснилось, что ФПК не планирует лишь называть данный сегмент лоукостером. Вагоны без удобств будут выделены в отдельный эконом-бюджет класс.
Стоимость проезда в вагоне-лоукостере (теперь это эконом-бюджет) будет на 10% ниже средней цены в вагоне с удобствами, которая в 2018 году составила 1,9 тыс. руб. Цены на более дальние расстояния гораздо выше. Снизить стоимость проезда удастся за счет эксплуатации вагонов с истекающим сроком службы. Их эксплуатация планируется в течение 7–10 лет до запуска новых составов.

Решение о запуске вагонов-лоукостеров связано с наличием огромного количества вагонов старого образца, которые в ближайшем будущем планируется заменить более современными моделями. Так, замене будут подлежать более 8,5 тыс. вагонов, срок эксплуатации которых превышает 20 лет. Именно такие вагоны, которые еще находятся в рабочем состоянии и при этом отвечают минимальным требованиям безопасности, но уже постепенно заменяются новыми, будут переведены в категорию бюджетных. Подобное решение отвечает потребностям рынка. В любом случае, бюджетные поезда – это еще один вариант транспорта, который будет доступен гражданам в условиях роста цен на перевозки внутри страны. Пассажиры сегодня сами выбирают вид транспорта, уровень сервиса и услуг: в случае, если экономия денежных средств у клиентов стоит выше комфорта, то лоукостеры станут для них оптимальным вариантом. Опыт по внедрению самолетов-лоукостеров, которые позволяют сэкономить до 30% от стоимости традиционного билета, в России уже показал положительные результаты: это выгодно и рядовым гражданам, и авиакомпаниям.

Зарубежный опыт

Наиболее популярным зарубежным аналогом экономичного ж/д транспорта являются индийские вагоны класса Second Class Sitting (2S), в которых у пассажиров нет именных мест и номеров, либо Second Class Sleeper (SL), представляющий собой плацкартный вагон на 6 мест в купейном отсеке. Стоимость поездки на индийских поездах за день составляет $19 для взрослых и $10 для детей, то есть 1205 и 630 рупий соответственно, по проездному билету Indiarail Pass. Такие вагоны пользуются огромной популярностью среди малообеспеченных слоев индийского населения, в них часто отсутствуют оконное застекление и проводники. Другой пример – китайский плацкартный поезд класса No Prefix, например № 1406, считается самым дешевым поездом Китая и наименее скоростным: 1,3 тыс. км преодолевает за 20 ч. Стоимость проезда составляет 300 юаней, или 2700 руб. Несмотря на наличие аналогов в развивающихся странах, весь цивилизованный мир переходит на новые технологии на ж/д транспорте, чтобы повысить скорость движения, уровень безопасности и сервиса. За счет инноваций можно добиться роста пассажиропотока и в дальнейшем снизить стоимость билетов без применения устаревших вагонов, которые постепенно необходимо списывать. Изношенные вагоны, как показывает практика индийского перевозчика Coach Factory, ограничивают скорость движения – максимум разогнать состав можно до 100 км/ч. Поэтому эконом-бюджет от ФПК – скорее временная мера, которая позволит гражданам в ближайшие 7–10 лет экономить на поездках.

Что выгоднее – поезд или автобус?

Средняя стоимость билета на поезд одного из самых популярных ж/д маршрутов Москва – Саратов составляет 1,8 тыс. руб. в плацкартном вагоне и 2,5 тыс. руб. в купе. Стоимость поездки в ВИП-вагонах может достигать от 5 до 10 тыс. руб. Стоимость эконом-бюджет класса составит около 1,6 тыс. руб. Время в пути – 15,5 ч. Цена билета на автобус, который ходит по аналогичному маршруту, начинается от 1,6 тыс. руб., но чаще составляет более 2,5 тыс. руб. При этом время в пути составляет 13,5 ч. Если взять поездку на более дальнее расстояние, например, поезд Челябинск – Москва, то стоимость билета в плацкартном вагоне в среднем составляет 3,5 тыс. руб., в купе – 5 тыс. руб. Цена билета в вагоне-лоукостере по тому же маршруту составит 3 тыс. руб.

Если сравнивать удобство и безопасность поездок на автобусе и поезде для пассажира, то плюсами передвижения на железнодорожном транспорте является большая свобода передвижения – возможность пройтись по вагону, удобное расположение сидений в плацкарте, возможность прилечь и поспать в удобном положении. В поезде больше места для хранения багажа. Кроме того, поезд считается более безопасным и менее аварийным видом наземного транспорта: показатель смертности при авариях на поезде в мире составляет 0,9 пассажиров на 160 млн км, в то время как при передвижении на автомобилях и автобусах данный показатель составляет 1,6 пассажиров на 160 млн км.

Еще одним плюсом ж/д транспорта является возможность осуществлять перевозку пассажиров в любое время суток и в любых погодных условиях. Таким образом, по критериям «комфорт/безопасность» поезд выигрывает у автобуса. Единственным минусом данного вида транспорта является более длительное время поездки по сравнению с автобусом. Поездка на автобусе оправдана лишь на ближние расстояния – не более 200 км.

Даже поверхностный анализ преимуществ ж/д транспорта позволяет сделать вывод о том, что поезда-лоукостеры станут неплохим и весьма востребованным вариантом междугородних перевозок. Отсутствие биотуалетов и кондиционеров не помешает людям выбрать данный вид транспорта из-за действительно выгодной цены и наличия всего необходимого для и безопасной поездки. Люди со средним и более низким уровнем дохода будут делать выбор в пользу лоукостеров, поэтому данный вид транспорта имеет все шансы для того, чтобы завоевать свой сегмент рынка в течение ближайших 7–10 лет. Услуга будет востребована во всех регионах России.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions