• Ставка на полувагон
    2065
    -1.5 %
    руб./сут.
    апрель 2019
  • Индекс качества IV квартал 2018г. - 62 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 64.52 0 EUR ЦБ РФ 72.84 0
    BTC 5163.21 usd BTC 331529.20 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.11.2018 09:14:36
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Применение портами прогрессивных способов выгрузки угля позволит сократить повреждаемость вагонов и улучшить экологическую ситуацию

Сегодня стивидорными компаниями Приморья повреждается каждый восьмой вагон, выгруженный грейферным способом. В то же время в рамках крупных проектов по развитию портовых мощностей в регионе запланировано оснащение терминалов более современным оборудованием для обработки вагонного парка.
Применение портами прогрессивных способов выгрузки угля позволит сократить повреждаемость вагонов и улучшить экологическую ситуацию
В январе – октябре 2018 года на подъездных путях портов Приморского края повреждено 44,3 тыс. вагонов, или 5,6% подвижного состава от общей выгрузки. Основная причина в том, что многие стивидоры осуществляют выгрузку сыпучих грузов старой грейферной техникой. При разгрузке грейфером допускаются касания и удары захватного механизма по элементам кузова вагона. Как следствие, происходят различные деформации и обрывы деталей вагона.

В стивидорных компаниях, правда, указывают, что львиная доля повреждений подвижного состава имеет легкий характер, которые они качественно устраняют, имея собственные участки ремонта. Железнодорожники и контролирующие органы, в свою очередь, настаивают на том, что повреждаемость вагонного парка чревата для безопасности движения поездов, а также влечет для участников перевозочного процесса различного рода потери, связанные с простоями «больных» вагонов.

За повреждения подвижного состава предусмотрена административная ответственность, но, как отмечали в Госжелдорнадзоре, мер воздействия недостаточно из-за несовершенства нормативной базы. Еще в 2011 году ведомство пыталось запретить выгрузочные работы на одном из дальневосточных предприятий, ссылаясь на то, что ГОСТ 22235-2010 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм запрещает грейферную выгрузку. Требование отменил арбитражный суд Хабаровского края: судебной инстанцией было признано, что соблюдение ГОСТа возможно на добровольной основе. Кроме того, стандартом допускается грейферная выгрузка на переходном этапе грузополучателя к альтернативным технологиям обработки подвижного состава. Правда, какое время занимает этот переход, ГОСТ не определяет.

В последнее время к данной проблеме прибавился экологический аспект: именно при открытой разгрузке вагонов с широким использованием грейферов происходит сильное пыление сыпучих грузов. С ростом перевалки угля ситуация с экологией в припортовых городах Дальнего Востока резко ухудшилась, поэтому местные власти стали активнее воздействовать на стивидоров в части соблюдения природоохранного законодательства. Это во многом повлияло на статистику текущего года: за 10 месяцев повреждаемость вагонов к прошлогоднему уровню снизилась почти на 18%.

Власти обещают идти дальше. Так, врио губернатора Приморского края Олег Кожемяко заявил о необходимости региона участвовать в заключении договоров аренды морских причалов, где ведется открытая перевалка угля. После введения такого порядка региональные чиновники смогут требовать от стивидоров пересмотра технологии работы терминалов.

Повысить сохранность подвижного состава при выгрузке позволит оснащение крупных грузополучателей вагоноопрокидывателями. В настоящее время ими в Приморском крае располагают АО «Восточный Порт» и ОАО «Торговый дом Посьет». Причем последний перешел на новую технологию выгрузки несколько лет назад в рамках модернизации перегрузочного комплекса. Прежде стивидор повреждал грейферными кранами до 14 тыс. вагонов в год, теперь у него практически нулевой уровень повреждений.

Некоторые компании заявили о переходе на альтернативный способ обработки подвижного состава. Так, ООО «Терминал Астафьева» планирует установить закрытый продольный склад с автоматизированной системой управления, а также реклаймеры и вагоноопрокидыватели производительностью до 4,5 тыс. т в час.

АО «Находкинский морской торговый порт» (НМТП) намерено к 2020 году ввести новый участок выгрузки угля из вагонов взамен действующему. Оборудование для вагоноопрокидывателя уже приобретено, в настоящее время ведется разработка проектной документации для строительства комплекса. Стоит сказать, сегодня НМТП – один из лидеров по повреждаемости вагонного парка среди портов, за 10 месяцев он повредил 13,1 тыс. вагонов.

На вагоноопрокидывательную технику делают ставку и те предприятия, которые ее давно применяют. В сентябре этого года «Восточный Порт» запустил в тестовом режиме новый тандемный вагоноопрокидыватель на дополнительной, третьей, очереди терминала. После ввода ее в полную эксплуатацию ежегодный грузооборот стивидорной компании может возрасти с 25 млн до 45 млн т угля. Выгрузочное оборудование аналогично действующему на специализированном угольном терминале ППК-3 компании. Комплекс состоит из двух тандемных вагоноопрокидывателей, способных одновременно выгружать четыре полувагона общей грузоподъемностью до 300 т угля. Цикл выгрузки вагонов длится всего 2,5 мин.

Подобная техника предусматривается в рамках строительства новых портов. В Шкотовском районе Приморья АО «Холдинговая компания «СДС-Уголь» собирается возвести терминал мощностью не менее 12 млн т ежегодно в северной части бухты Суходол. Он будет оснащен вагоноопрокидывателями, а также размораживающими устройствами, бурорыхлительными машинами, что важно в зимний период, когда уголь приходит смерзшимся. Современное оборудование предусмотрено и в порту Вера, который строится в том же Шкотовском районе - у мыса Открытый. Первая очередь терминала (проект реализует ООО «РТ – Глобальные ресурсы») планируется к запуску в 2019 году. В последующем комплекс будет ежегодно перегружать до 20 млн т угля.

Конечно, приобретение вагоноопрокидывательной техники – дорогостоящее предприятие: к примеру, тандемный вагоноопрокидыватель от японской Marubeni Сorporation «Восточному Порту» обошелся в более чем $7 млн. Но есть и другие меры, менее затратные и влияющие на сохранность подвижного состава. Например, ООО «Восточно-Уральский Терминал» (работает в порту Восточный) внедрило технологию разгрузки вагонов, когда верхний слой угля снимается модернизированными гидравлическими грейферами-манипуляторами, а затем ссыпается через люки в склады-бункеры. Это решение позволило компании в 2018 году снизить повреждаемость на 72%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Углю нужна дорога

Углю нужна дорога
Сегодня Россия занимает 6-е место по добыче угля. На первом месте в мире стоит Китай. По данным Министерства энергетики РФ, в 2018 году было добыто 433 млн т. И хотя рост объемов добычи опережает прогнозы, ведь ранее планировалось достижение данного уровня только к 2020 году, современная транспортная инфраструктура активно наращивать добычу позволяет не всегда. О сдерживающих факторах и путях решения проблем РЖД-Партнеру рассказал генеральный директор ООО «ИНКРУ» Алексей Жура.
РЖД-Партнер

ГФС Украины отправила на проверку 395 сертификатов угля из РФ и Казахстана

ГФС Украины отправила на проверку 395 сертификатов угля из РФ и Казахстана
Государственная фискальная служба Украины с начала 2018 года отправила на проверку 395 сертификатов угля из РФ и Казахстана. Как сообщили в Государственной фискальной службе страны, за 2018-й и 2 месяца текущего года в уполномоченные органы зарубежных стран направлены на проверку 395 сертификатов о происхождении угольной продукции из РФ и Казахстана.
РЖД-Партнер

Тандем стивидора и угольного экспортера создает возможности для роста

Тандем стивидора и угольного экспортера создает возможности для роста
Экспорт угля из РФ постоянно растет. В 2018 году, по предварительным данным, он составил 200 млн т. Для сравнения, в 2017-м было экспортировано 186,3 млн т, годом ранее – 162,3 млн т. Как рассказал директор по логистике «Сибантрацит групп» Сергей Руденко, в связи с выполнением плана мероприятий Минтранса России по переводу перевалки грузов из портов стран Балтии в порты России возникает потребность в новых перевалочных мощностях. Напомним, в 2018 году доля российского экспорта угля через страны Балтии составила 8,5%.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort