+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.10.2023 12:08:22
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Погрузка на РЖД сентябре: нефть в минус, а металлы – в плюс

В целом погрузка на РЖД сохранилась в положительной зоне. Но ее структура осталась волатильной. Был ряд номенклатур, которые толкнули погрузку вверх. Но слишком много якорных грузов потянули ее вниз.
Погрузка на РЖД сентябре: нефть в минус, а металлы – в плюс
В отрицательную зону в сентябре ушла погрузка угля (-3%), нефти и нефтепродуктов (-2%), железной руды (-8%), стройматериалов (-10%), цемента (-12%) и леса (-5%).
По нефтегрузам основное падение, судя по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», пришлось на дизтопливо. В августе его вывоз за рубеж сократился на 47%, в сентябре – еще больше, а в октябре, как ожидается, упадет почти до нуля, поскольку в сентябре Россия объявила о запрете на экспорт большей части дизтоплива из своих портов северо-запада.

Тем самым в правительстве РФ стремятся стабилизировать цены на топливо внутри страны, но позже сняли запрет на «некачественное» дизельное топливо. Речь идет о продукте, который требует дальнейшей очистки.

Аналогичное пике с некоторым лагом по времени повторяет экспорт бензина: от +20% в августе – к минусу в сентябре и октябре. Из всей линейки светлых нефтепродуктов в плюсе остается только нафта, которая составляет основную часть «прочих светлых нефтепродуктов».

Нефть с рельсов уплыла в трубу

Экспорт темных нефтегрузов (за исключением битума) еще с августа оставался в отрицательной зоне. В сентябре текущего года на экспорт из РФ отправлялась преимущественно нефть по трубе, судя по данным трейдеров, на которых ссылаются аналитики Reuters.

В результате запрета экспорта бензина и дизтоплива ожидалось снижение внутренних цен на СПбМТСБ. А если ситуация не изменится, то в правительстве обещали принять жесткие регуляторные меры, сопоставимые с действующими на рынке минудобрений.

Представители нефтяных компаний прокомментировали такое заявление как следствие ошибочных расчетов маржинальности экспортеров. Их в Госдуме захотели заставить поделиться сверхдоходами, но, как оказалось, в кубышке мало что нашлось.

Так что железнодорожный экспорт уменьшился, но все-таки не сходит на нет. Другое дело, что цистерны просто стало сложно отправить на восток: сеть их плохо пропускает.

Уголь добыли в запас

Угля также могли в сентябре отправить на экспорт больше, поскольку мировая конъюнктура к этому располагала. Но вместо этого добытое сырье ушло на склад.
Запасы российского угля в Кузбассе увеличились на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до в среднем 21 млн т в 2023 году, пишет Montel. По данным иностранного издания планы железнодорожных перевозок по некоторым направлениям сокращены.

В телеграм-каналах начальник управления и аналитики СУЭК Игорь Куротченко, в частности, отметил, что непростая ситуация не только у восточных портов, но и на юге, например, в Тамани: там портовые мощности не загружены и наполовину. При этом желание увеличивать отгрузку в Тамань у угольщиков есть, но нет возможности у перевозчика.
Остается добавить: в сентябре основные конвенции на сети вводились едва ли не в равной степени как на восток, так и на юг. Можно было проехать в Усть-Лугу и Мурманск, но эти поставки лимитированы низкой рентабельностью. Ведь основные поставки угля сместились в страны АТР. А через северо-запад экспорта имеет смысл экспортировать только кокс.

Неоптимистическая стройка

По оценкам директора по логистике Segezha Group Андрея Юдина, Дисбаланс экспортных и импортных грузопотоков привел к жесткому дефициту контейнеров в Сибири и жесткому их профициту на Северо-Западе.

В результате экспортерам леса не удалось в полной мере воспользоваться приоритетностью отправок лесных грузов по Восточному полигону – сгорало до 20% выделенных лимитов. Проблема решилась после того, как РЖД разрешили отправлять в составе контейнерных поездов до половины порожнего парка.

Локальные дефициты приводят к скачкам стоимости перевозок. А цене пиломатериалов доля логистики может составлять до 30%.

Сокращение вывоза пиломатериалов на экспорт срикошетило и на погрузке леса на платформах. Спрос на них низкий, поскольку внутренний рынок не особо и растет.
Стройка – тоже в минусе по новым проектам как в сфере жилья, так и объектов промышленной недвижимости. Исключение составляет только сегмент складской недвижимости. Соответственно неудивителен глубокий минус по железнодорожным перевозкам стройматериалов и цемента.

А что в плюсе?

В телеграм-канале перевозчика отмечается прибавка в перевозках черных металлов (+14,9%). По данным трейдеров – сезонная: оптовые склады после распродажи старых запасов пополняют свои ресурсы. Это происходит на фоне некоторых поблажек от производителей и ожиданий дальнейшего роста отпускных цен. Первой ласточкой на данную тему стал рост в сентябре сводного индекса цен по черному металлопрокату в Центе РФ на 13,6%. Причем, вслед за ним в конце сентября пошли вверх практически все учитываемые виды продукции. Наибольший взлет цен – по арматуре (+30,4%), в связи с чем Минпромторг уже заявил о «необъективном росте цен» на данный вид металлоизделий.

Спрос на металл обеспечил прибавку в перевозках промышленного сырья и формовочных материалов по РЖД, но не привел к росту погрузки руды. При этом, правда, увеличилась погрузка металлолома.

Другая позиция для увеличения железнодорожной погрузки – минудобрения (+15%). Она также связана с сезонным фактором: российские аграрии запасались минудобрениями на фоне ограничений их экспорта. Прибавка шла также за счет намерения увеличить нормы внесения удобрений в следующем сезоне.

По данным РАПУ, благодаря этому оказались для перевозчика незаметными потери по экспорт из-за снижения перевалки калийных удобрений через порты Балтии на 34% за 9 месяцев. В сентябре поставки через них практически остановились. Но некоторые объемы еще проходили через Финляндию.

По мнению главы РАПУ Андрея Гурьева, в ближайшие годы российские предприятия значительно расширят свои мощности. Но не в будущем году.

В плюсе на РЖД также осталось зерно (рост в 1,3 раза) – в основном за счет экспорт. Ранее динамика была выше, но в сентябре на юге началась полоса сезонных штормов. Кроме того, в агрохолдинге «Доставка морем» сообщили о запрете провоза биг-бэгов под Крымским мостом, что вызвало в свою очередь перебои с поиском потребного тоннажа.
Рост контейнерных перевозок связан не столько с экспортом, сколько с импортом. При этом ожидается, что новые экспортные пошлины, привязанные к курсу рубля, с 1 октября текущего года должны восполнить дефицит бюджета и сделать более справедливым распределение сырьевой ренты от нефтегазовых компаний.

Однако такое решение может снизить в дальнейшем экспорт угля, металлов, минудобрений. В частности, на рынке уже подсчитали: около 30 млн т экспорта угля (около 10%) вследствие взимания пошлины начнет генерировать убыток. А у экспортеров минудобрений уже с 1 сентября действовала экспортная пошлина в размере 7%, причем без привязки к курсу рубля. Постановление добавляет им еще 3 п. п.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions