+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.10.2018 09:24:21
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Пленарное заседание КСТП – 2018: статистический взлет на фоне старых проблем

3 октября в Сочи состоялось открытие ХХVII Пленарного заседания международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам» (КСТП). По итогам 8 месяцев 2018 года перевозки по Транссибирскому маршруту (ТСМ) демонстрируют заметный рост при сохранившихся негативных факторах: низком уровне консолидации между операторами транзитных стран, бумажном документообороте и дисбалансе контейнерных грузопотоков. В перспективе позитивная динамика в условиях жесткой конкуренции сократится, если давно обозначенные проблемы не будут решены, констатируют эксперты.

Контейнеропоток в плюсе

Депутат Госдумы, президент союза транспортников России Виталий Ефимов в приветственной речи предложил организовать координационный совет, посвященный развитию не только транссибирских перевозок, но и железнодорожного сообщения по транспортному коридору Север – Юг. Он также отметил приоритетное значение законопроекта «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации», направленного на сокращение сроков доставки контейнерных грузов. Госдума уже одобрила документ в первом чтении. «В законодательном порядке проект регламентирует сроки выполнения пограничных, а также погрузочно-разгрузочных работ от нескольких часов до 1 суток. Такая мера послужит основательной гарантией своевременной доставки грузов», – допустил В. Ефимов. 

Глава ОАО «РЖД», председатель КСТП Олег Белозеров поделился данными по объему контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали. Так по итогам 8 месяцев по ТСМ было перевезено 590,9 тыс. TEU, что на 22,6% больше прошлогоднего результата за аналогичный период. В направлении КНР – ЕС, объем железнодорожного контейнерного грузопотока через все пограничные переходы, включая маршрут через железнодорожные станции Казахстана Достык и Алтынколь, составил 262 тыс. TEU, в сравнении с 2016 годом показатель увеличился на 77%. соотношение направлений КНР – ЕС и ЕС – КНР составило 59 к 41% соответственно. 

“Развитие электронной коммерции и интернет торговли, масштабное проникновение цифровых технологий в транспорт и логистику повышает востребованность регулярных контейнерных сервисов”, – добавил О. Белозеров. 

Рост транзитных контейнерных перевозок констатировал и первый заместитель начальника Белорусской железной дороги (БЖД) Игорь Шилов. Так, в январе – августе 2018-го объем контейнерных перевозок в сообщении между КНР и ЕС транзитом через Белоруссию составил 188 тыс. TEU, что на 28% выше уровня за аналогичный период прошлого года. По итогам текущего года БЖД прогнозирует достижение показателя в 340 тыс. TEU, на 28% выше прошлогоднего результата. Через белорусско-польские погранпереходы ежесуточно следует 10–12 контейнерных поездов. 

«Ранее высказывался ряд мнений о невозможности пропуска возрастающего вагонопотока через данные переходы. Однако, как показывает статистика, значимых проблем на этих переходах не наблюдается», – отметил представитель БЖД.

В частности, О. Белозеров в рамках ПМЭФ 2018 года отметил, что транспортный коридор работает исправно только на стыке Россия – Казахстан.

Также для увеличения пропускной способности контейнерных поездов на пограничном переходе Брест – Малашевичи БЖД планирует открыть в 2019 году КПП Высоко-Литовск – Черемха и перенаправить в его адрес массовые грузы.

Высокая конкуренция с другими маршрутами требует кооперации

Заместитель председателя КСТП, президент Группы трансъевразийских операторов (GETO) Ханс Рейнхард замечает, что несмотря на рекордный рост контейнеропотока по трансконтинентальному грузовому коридору, между китайскими, российскими и европейскими субоператорами, обеспечивающими перевозки по маршруту, нет тесного взаимодействия, что сдерживает тренд на необходимое сокращение сроков доставки.

«Субоператоры конкурируют друг с другом вместо того, чтобы работать более тесно над повышением уровня услуг на всем пути следования. Именно это позволит повысить конкурентоспособность трансграничного маршрута. Когда субсидирование со стороны китайских властей экспортных железнодорожных перевозок прекратится, качество и скорость транспортировки станут ключевым показателем конкурентоспособности», – допускает Х. Рейнхард. Поэтому для роста эффективности контейнерных перевозок оперирование составом должно осуществляться одной компанией на всем пути следования из КНР в ЕС и в обратном направлении, считает эксперт. 

Для упрощения условий и предсказуемости себестоимости контейнерной транспортировки, члены КСТП планируют в предстоящем году согласовать Единый транзитный тариф.

Другим фактором, сдерживающим грузопотоки, является бумажный документооборот. Для повышения эффективности взаимодействия с таможенными органами ОАО «РЖД» и ФТС РФ согласовали план по переходу на цифровой документооборот в совершении таможенных операций. Однако к какому сроку цифра одолеет бумагу, до сих пор неизвестно.

Участников перевозочного процесса беспокоит и дисбаланс контейнерного грузопотока в направлении КНР – ЕС и ЕС – КНР. Да, по словам О. Белозерова, соотношение выравнивается, достигнув в минувшем году 59 к 41%. Однако Х. Рейнхард замечает, что значительная часть контейнеров, направляемых по маршруту ЕС – КНР, находится в порожнем состоянии, и статистика этот факт не учитывает. 

В свою очередь, для загрузки ТСМ контейнерными поездами из Японии требуются более доступные тарифные ставки российских операторов, полагает президент Ассоциации транссибирских интермодальных операторов Японии (TSIOAJ) Кэндзиро Масуда. По его словам, около 3 тыс. TEU в год, направляемых морским сообщением из Японии на Запад России и в страны СНГ, возможно переключить на железнодорожный транспорт. “В целом, учитывая высокие объемы торговли между Японией и странами ЕС, существует высокий потенциал возрождения транзитных перевозок из Японии по Транссибирскому маршруту”, – подчеркнул К. Масуда. 

Заседание КСТП продлится с 3 по 4 октября. В мероприятии принимают участие руководители и полномочные представители транспортных министерств и ведомств России, железных дорог СНГ, Балтии, Европы и Азии, морских портов Китая, Норвегии, России, Латвии, международных транспортных организаций и судоходных компаний.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions