+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.04.2018 15:28:41
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Когда спрос есть, а вагонов – нет

Российским аграриям не хватает вагонов. Рекордный урожай прошлого года (135 млн т зерна) в отдельных районах страны до сих пор не могут вывезти. И даже заинтересованность зарубежных производителей в покупке зерна и минеральных удобрений не повлияет на то, что проблему дефицита подвижного состава решат быстро. 
Российский зерноводческий сектор идет вперед. Более того, аграрии уверяют, что готовы еще увеличить урожайность. Но единственное препятствие к этому – отсутствие инфраструктуры. Зерно не только негде хранить, но и не на чем перевозить. Хотя отправлять есть куда – в тот же Китай, который с 2016 года разрешил ввоз алтайской пшеницы. Пустить урожай можно и в кормовую промышленность, объемы которой растут с каждым годом.

«Торговля с Китаем – отличный шаг вперед для регионов, альтернатива южным районам, в которые везти зерно дорого. Но объемы производства российского зерна все же будут корректироваться. И некоторые – в меньшую сторону. Все потому, что запасы вырастут и, по прогнозам, составят 15 млн т», – отметила заместитель начальника управления экспертно-аналитических работ аналитического центра при правительстве РФ Елена Разумова.

Но это все равно не решение проблемы. Отдельного внимания заслуживают условия перевозки.

«У существующего парка, по нашим расчетам, достаточно мощностей, которые предъявляют нам зерновые грузы. В прошлом году экспорт зерна составил 41%. В I квартале 2018 года рост также отмечается, погрузка на экспорт – 1,8 млн т, больше, чем за прошлый период, на 60%», – рассказал начальник оперативного управления Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Сергей Саутенков.

По его словам, рост обусловлен и рекордным по меркам России урожаем, и благоприятной мировой рыночной конъюнктурой.

«Но остается вопрос в эффективности использования парка, например, в скоплении вагонов. Да и зерновозы стоят под грузовыми операциями до 6 суток. Это много»,– рассказывает С. Саутенков и объясняет: за 2 года оборот вагонов ускорен на двое суток. Но этого все равно недостаточно. И избежать колебания спроса и предложения на подвижной состав невозможно.
С ним не были согласны остальные участники дискуссии. По мнению академика Академии транспорта РФ Эдуарда Поддавашкина, дело не только в неэффективности использования парка, но и в том, что вагонов под зерно катастрофически не хватает.

Проблема вообще в работе логистической цепочки. Трейдеры жалуются на неразвитый логистический сегмент в целом – быть уверенным в объемах и сроках поставки из России невозможно. А производители Сибири и Алтая страдают от того, что все равно не могут выйти на зарубежный рынок (близкий китайский) – нет логистики и терминалов, где можно было бы быстро перегрузиться.

«Китай – основной потребителей зерновых. Зерно идет на корм свиней, поголовье которых больше, чем население нашей страны. Это огромный комплекс, который требует постоянно одного и того же качества, объема, скоростей поставок кормовых. И наши колебания погоды, колебания урожайности, изменения сроков доставки для Китая критичны. То же касается и птицы – любые ошибки и нарушения поставок оборачиваются потерями в объеме продукции и качестве. Возможные срывы при работе с российским рынком при поставках всегда пугали Китай, поэтому на их рынке и закрепилась американская кукуруза. Также китайцы выкупают заранее бразильскую зерновую продукцию. Рынок Алтая и Сибири для Китая принесет совсем немного поставок», – рассказала Е. Разумова

Еще одна проблема, которую затронули эксперты на круглом столе – позднее предоставление понижающих коэффициентов грузоотправителям. Отмечалось, что РЖД дают скидки на доставку зерновых грузов в порты достаточно поздно, когда основной объем уже погружен.
В прошлом году острая ситуация с зерном сложилась в Приволжском, Сибирском, Уральском федеральных округах. На внутреннем рынке цены упали ниже себестоимости, но хранить зерно было негде – емкости по хранению были ограничены остатками прошлогоднего урожая.

«В данной ситуации РЖД ввели понижающий коэффициент зерновых грузов в порты – 0,877 для семи областей. В последующем распространили на 13 областей. Это позволило нарастить перевозки. В декабре постановление РФ о порядке компенсации РЖД выпадающих доходов от перевозки зерновых грузов для тех же 13 областей – субсидии в размере 3 млрд руб. Это стимулировало перевозки зерна в направлении на экспорт. Такая мера позволила расширить географию поставок. В I квартале 2018 года экспорт зерновых осуществлялся в 130 стран мира», – отметил представитель ЦФТО ОАО «РЖД».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions