+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.08.2019 09:17:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Как повысить пропускную способность Восточного полигона

В последние годы объемы перевозок грузов в направлении Дальнего Востока существенно увеличиваются. Основным драйвером роста выступает каменный уголь, а именно его отправки на экспорт. С 2010 по 2018 год объем перевозки каменного угля в направлении Приморского и Хабаровского краев вырос более чем в 2,4 раза, до 86,9 млн т.
Сегодня в целях освоения перспективного грузопотока реализуется масштабный инфраструктурный проект по развитию Восточного полигона железнодорожной сети ОАО «РЖД», однако он требует значительного объема инвестиций, а его реализация будет завершена в среднесрочном и долгосрочном периодах. В то же время существующая железнодорожная инфраструктура уже работает на пределе своей пропускной и провозной способности.

В целях увеличения пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона в краткосрочном периоде (в период развития полигона) целесообразно рассмотреть возможность применения технологических решений, которые не требуют масштабных инвестиций, но позволяют оперативно улучшить транспортную ситуацию. К таким технологическим решениям относятся в том числе оптимизация графиков движения поездов, точечное путевое развитие, повышение весовых норм поездов и др.

Меры по повышению эффективности БАМа

В качестве примера технологического решения по повышению пропускной и провозной способности можно рассмотреть применение частично-пакетного графика движения поездов в Северомуйском тоннеле.

В настоящий момент в тоннеле применяется система портальных климатических ворот, что позволяет поддерживать постоянную температуру в холодный период года. Это ограничивает возможности по увеличению пропускной способности перегона за счет изменения технологии перевозочного процесса и применения частично-пакетного графика. Однако существует потенциал его использования в теплый период года.

Переход на частично-пакетный график в теплый период года может увеличить пропускную способность тоннеля на пять пар поездов в сутки, а провозную способность – более чем на 3,5 млн т в год. Стоит отметить, что данная мера потребует временной передислокации тягового подвижного состава с других участков сети.

Меры по улучшения движения по Транссибу

В настоящий момент на Транссибе лимитирующим является участок железнодорожной инфраструктуры Иркутск – Слюдянка. Ограничивающим элементом на нем является стрелочная горловина станции Слюдянка-1.

Увеличение пропускной и провозной способности рассматриваемого участка возможно несколькими способами:

1. Строительство третьего главного пути между станциями Слюдянка-1 и Слюдянка-2 и его специализация под толкачи.

2. Оптимизация технологии работы толкачей на участке Слюдянка – Большой Луг.

3. Оптимизация пассажирского движения.

4. Повышение весовых норм поездов.

Строительство третьего главного пути между станциями Слюдянка-1 и Слюдянка-2 и его специализация под толкачи позволит разгрузить стрелочную горловину станции Слюдянка-1 и повысить пропускную способность до уровня перегонов. Протяженность третьего главного пути составит менее 2 км, затраты на его строительство не превысят 500 млн руб. После окончания строительства и ввода пути в эксплуатацию пропускная способность участка увеличится с 79 до 99 пар поездов в сутки, а ожидаемый прирост провозной способности участка может составить около 30,8 млн т в год.

Оптимизация технологии работы толкачей на участке Слюдянка – Большой Луг как альтернатива строительству третьего главного пути позволит повысить его пропускную способность и увеличить провозную способность. Сегодня на указанном участке значение руководящего уклона составляет 17,9%. Для обеспечения вождения поездов установленной массы и длины используются подталкивающие локомотивы, возврат которых со станции Слюдянка-1 на станцию Большой Луг преимущественно осуществляется сплоткой из двух локомотивов. Это оказывает негативное воздействие на пропускную и, следовательно, провозную способность рассматриваемого участка.

В целях повышения пропускной и провозной способности участка Слюдянка – Большой Луг целесообразно рассмотреть возможность организации возврата толкачей сплотками из четырех единиц. Такое изменение технологии работы толкачей позволит повысить пропускную способность участка, а прирост провозной способности может составить 26,2 млн т в год.

Дополнительные возможности есть в направлении оптимизации пассажирского движения. В настоящий момент на участке Иркутск – Слюдянка достаточно интенсивно осуществляются перевозки пассажиров как в дальнем, так и в пригородном сообщении. При этом маршруты следования ряда пассажирских поездов на участке частично совпадают, например поездов 100Э Москва – Владивосток и поезд 008У Новосибирск – Владивосток. В связи с наличием подобных примеров целесообразно рассмотреть возможность замещения, объединения или корректировки расписания пассажирских поездов.

Оптимизация пассажирского движения на участке Иркутск – Слюдянка может повысить провозную способность участка на 9,9 млн т в год. Однако в данном случае целесообразно дополнительно проанализировать изменение транспортной доступности для населения.

Повышение провозной способности участка также может быть достигнуто за счет повышения весовых норм и увеличения доли тяжеловесных поездов. Например, увеличение доли тяжеловесных поездов весом 7,1 тыс. т с 9 до 30 поездов позволит увеличить провозную способность участка на 4,6 млн т в год. В то же время данная мера потребует временной передислокации тягового подвижного состава с других участков сети.

Отдельно следует учитывать, что реализация описанных выше мер в целом для пропускной и провозной способности Транссиба будет иметь менее существенный эффект, так как, помимо ограничений на участке Иркутск – Слюдянка, также существуют и другие участки инфраструктуры, которые станут лимитирующими после увеличения пропускной и провозной способности участка Иркутск – Слюдянка.

При реализации первых двух предложенных мер (строительство третьего главного пути между станциями Слюдянка-1 и Слюдянка-2 и оптимизация технологии работы толкачей на участке Слюдянка – Большой Луг) провозная способность Транссибирской магистрали увеличится на 10,8 млн т в год, до уровня других лимитирующих участков инфраструктуры, что вызовет рост дохода ОАО «РЖД» на 8,9 млрд руб. в год.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions