+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.07.2022 10:29:00
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

В Мурманске обсудили подъем опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана

Конференция «Подъем затопленных и опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана» состоялась 25-26 июля в Мурманске. Мероприятие включало деловую программу и научную-образовательную экспедицию по Кольскому заливу к месту затопления подводной лодки Б-159. Конференция прошла в рамках плана председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 гг., оператором мероприятий председательства выступает Фонд Росконгресс. Организаторы мероприятия – Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Госкорпорация «Росатом».
Практика затопления радиоактивных отходов широко применялась во многих странах, развивавших атомную энергетику. Такой метод использовался СССР в период с 1957 по 1989 гг. Отношение России к оценкам экологической безопасности и к ранее принятым решениям по затопленным объектам изменилось с увеличением интенсивности использования Северного морского пути. Поэтому сегодня наиболее остро ставится вопрос подъема атомных подводных лодок, в реакторах которых находится отработавшее ядерное топливо.

«Ликвидация накопленного экологического ущерба, в том числе подъем радиоактивных и опасных объектов остается нашим неизменным приоритетом. Этот вопрос с каждым годом становится все более актуальным по мере дальнейшего экономического освоения Арктической зоны РФ, включая развитие Северного морского пути, интенсивность судоходства по которому будет лишь возрастать», — сообщил Посол по особым поручениям МИД России, председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов.

Он также выразил сожаление, что тематика экологической и радиационной безопасности в данный момент становится заложником политической конъюнктуры. Россия, в свою очередь, остается открытой к международному диалогу по вопросам обеспечения экологической безопасности в регионе.

«Очевидно, что в нынешних условиях мы должны делать ставку на имеющиеся у нас компетенции, их дальнейшее развитие и совершенствование. Это позволит успешно решить соответствующие задачи, поставленные Президентом России в Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года», — отметил Николай Корчунов.

По словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Геннадия Скляра, подъем затопленных атомных подводных лодок и решение других накопившихся в арктическом регионе проблем является необходимым условием для процесса обустройства Северного морского пути и его превращения в мировой транспортный коридор.
«В нынешних условиях задача подъема опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана должна решаться, прежде всего, за счет консолидации наших собственных ресурсов внутри страны. При этом международное сотрудничество с дружественными странами нам необходимо также освоить. Если эта задача стратегическая, то мы должны поднять вопрос об участии наших сырьевых корпораций, тех компаний, которые заинтересованы в развитии Арктики и Северного морского пути. Должны быть не только ресурсы федерального бюджета и федеральная программа, но, на мой взгляд, необходима серьезная работа по поиску партнеров, которые вместе с государством эту задачу решат», — подчеркнул Геннадий Скляр.

В результате реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 1998 г. № 518, были утилизированы 120 атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава флота, сняты с эксплуатации 1004 радиоизотопных термоэлектрических генератора, из региона вывезено и переработано на производственном объединении «Маяк» более 50 тонн отработавшего ядерного топлива. Этому способствовали две федеральные целевые программы и семь межправительственных соглашений.

Согласно плану Госкорпорации «Росатом» завершение работ по подъему опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана должно произойти к 2035 году, заявил руководитель проектов международной технической помощи Госкорпорации «Росатом» Анатолий Григорьев.

«План, который мы подали в Правительство, предполагает завершение работ к 2035 году. Два ближайших года — это рассмотрение Минфином бюджетной заявки, которая подготовлена госкорпорацией «Росатом», будут реализовываться определенные подготовительные мероприятия с участниками сегодняшней конференции. Объем бюджетной заявки — порядка 2,5 млрд рублей на три года. В дальнейшем будет использоваться государственная программа, которая предполагает размер средств в 22 млрд рублей», — отметил Анатолий Григорьев.

В ходе конференции участники также обсудили итоги проведенного в 2021 году обследования затопленных объектов, радиационную обстановку в заливах Новой Земли в Карском море, международный опыт выполнения судоподъемных работ, а также проект мониторинга радиационной обстановки Северного морского пути.

Во второй день конференции участники мероприятия отправились в тур по Кольскому заливу на теплоходе «Клавдия Еланская» к месту затопления подводной лодки Б-159, которое произошло в 2003 г. во время транспортировки судна на утилизацию. В ходе поездки эксперты зачитали доклады о практической работе ФГУП «Атомфлот» по обеспечению деятельности Северного морского пути, а также ознакомились с возможными вариантами обеспечения судоподъемных работ на месте затопления Б-159.

В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года предусмотрены меры по исключению попадания в Арктическую зону токсичных веществ, возбудителей инфекционных заболеваний и радиоактивных веществ. В свою очередь, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и национальной безопасности на период до 2035 года предполагает завершение реабилитации территорий, на которых находятся затопленные и затонувшие объекты с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами в 2025-2030 гг.
Охрана окружающей среды, включая вопросы изменения климата, входит в число приоритетов российского председательства в Арктическом совете в 2021-2023 гг. С учетом быстрого изменения климата в Арктике, что проявляется в том числе в деградации вечной мерзлоты и эмиссии газогидратов, российская сторона рассматривает среди первостепенных задачи по смягчению негативных последствий климатических изменений, повышению адаптации жизнедеятельности и обеспечению устойчивости к его последствиям, сохранению и восстановлению окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, поддержанию здоровья арктических экосистем, включая морскую среду, сохранению биоразнообразия, в частности, мигрирующих видов птиц.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions