+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.10.2015 14:15:38
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Существует ли предел роста?

Рынок контейнерных перевозок в России рос со скоростью 20% в год. Сегодня темпы контейнеризации несколько замедлились. Главная причина – экономический кризис. Однако во многом этот рост ограничен также пропускной способностью транспортной инфраструктуры. Тем не менее отраслевые аналитики считают, что возрастанию транспортировки грузов в контейнерах быть, а способствовать положительной динамике будет увеличение транзита.
 

Контейнеризация притормозила

По мнению ведущего эксперта-аналитика отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александра Слободяника, во многом именно Транссиб позиционируется как приоритетный маршрут в сообщении между европейскими и азиатскими странами. «Однако в текущем году прервана тенденция по повышению уровня контейнеризации железнодорожных перевозок, которая прослеживалась на протяжении последних 6 лет. Помимо этого, в структуре перевозки грузов в контейнерах происходят значительные изменения. Например, доля бумаги выросла, а автомобилей – сократилась. В текущих неблагоприятных экономических условиях грузоотправители пытаются оптимизировать свои издержки на логистику и ищут наиболее оптимальные маршруты», – комментирует эксперт.

В последние годы на железнодорожном транспорте проводится большая работа по развитию контейнерных перевозок: организовываются новые маршруты следования контейнерных поездов, изменяется технология работы, разрабатываются новые сервисы и услуги. Например, на ст. Первая Речка поменялась технология работы, благодаря чему появилась возможность формировать по 3 поезда в неделю назначением на Москву, Екатеринбург и ст. Клещиха. Кроме того, скорость доставки контейнерных отправок неуклонно растет.

Вклад ОТЛК

По мнению участников рынка, ключевую роль в развитии контейнерных перевозок сегодня играет рост транзита. В настоящее время его объем в сообщении Китай – Европа составляет порядка 100 тыс. TEU в месяц. «Для развития транзитных железнодорожных контейнерных перевозок этот объем необходимо поддерживать на уровне не менее 400 тыс. TEU. Только такие показатели создадут благоприятные ценовые условия для увеличения перевозок до 2 млн контейнеров без значительных инвестиционных вложений в краткосрочной перспективе», – заявил на Евразийском экономическом форуме вице-президент Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК) Павел Соколов.

Напомним, АО «Объединенная транспортно-логистическая компания» соединило усилия крупных игроков рынка России и СНГ – АО «РЖД Логистика» и ПАО «ТрансКонтейнер». По результатам 8 месяцев 2014 года суммарный объем транзитных перевозок по маршрутам КНР – ЕС – КНР составил 24,3 тыс. TEU. За аналогичный период 2015-го объем возрос до 35,5 тыс. TEU. А к 2020 году ОТЛК планирует увеличить объемы контейнерных транзитных перевозок по маршрутам Китай – Европа – Китай до 1 млн TEU.

Сегодня группа компаний консолидирует усилия по разработке маршрутов и организации перевозок из различных регионов КНР в направлении крупных европейских логистических центров. Регулярные отправки осуществляются по маршрутам Сучжоу – Варшава, Чунцин – Дуйсбург, Чжэнчжоу – Гамбург, Ухань – Пардубице, Ченду – Лодзь, Иву – Мадрид.

Например, осенью 2015-го было запущено два новых проекта контейнерных поездов: из Чаньши (Китай, провинция Хунань) в Гамбург, а также из терминала «Морской рыбный порт» (г. Санкт-Петербург) в Московскую область. Планируется, что оба поезда станут регулярными.

По словам заместителя директора по продажам АО «РЖД Логистика» Александра Баскакова, причины роста транзита отражают планомерную работу, которая ведется внутриконтинентальными государствами Евразии по созданию трансъевразийских железнодорожных маршрутов.

Вся надежда на Китай

«Китайские товаропроизводители по-прежнему максимально ориентированы на европейские рынки сбыта. В последние несколько лет железная дорога за счет развития инфраструктуры, разработки маршрутов, внедрения единых перевозочных документов и оптимизации ставок смогла представить грузоотправителям выгодную альтернативу морским перевозкам. Ее основные преимущества – значительное сокращение сроков доставки (в 2–3 раза), а также гарантия сохранности груза», – комментирует А. Баскаков.

Эксперт также подчеркнул, что сегодня действует широкая маршрутная сеть, связывающая торгово-экономические центры Китая и страны Европы. «Китайский бизнес оценил преимущества, которые предоставляет железная дорога, поэтому в дальнейшем мы можем прогнозировать еще большее увеличение объемов транзита», – прогнозирует А. Баскаков.

Если в направлении Россия – Китай грузопоток стабильно растет за счет транзита, то в отношении других крупнейших стран Азиатско-Тихоокеанского региона наблюдается падение перевозок контейнерных грузов железнодорожным транспортом. Всего, согласно данным Координационного совета по транссибирским перевозкам, по сети железных дорог за 9 месяцев текущего года в сообщении Россия – страны АТР перевезено 461,3 тыс. TEU.

Участники рынка также отмечают, что отрасль ожидаемо падает. «Медленно, но верно. Конечно, не так динамично, чем в 2008–2009 гг., но тенденция сохраняется. Сильнее всего в импорте, однако и поток транзитных грузов несколько ниже ожидаемого. При этом транзит грузов в целом остается на уровне прошлого года», – комментируют представители логистических компаний.

Например, объем транзитных перевозок ПАО «ТрансКонтейнер» составляет 143,5 тыс. TEU, из которых 23,6% – транспортировка из Китая в Польшу, Германию, Словакию, Узбекистан и Казахстан и 18,5% – из Узбекистана в Южную Корею, Китай и другие государства. Перевозки из Южной Кореи в Узбекистан, Казахстан и другие страны составляют 16,2%. Транзитные перевозки из Казахстана в Германию, Южную Корею, Нидерланды, США, Литву, Беларусь, Латвию, Чехию и т. д. составляют 11,5%. Транзитные перевозки из Германии в Китай, Казахстан, Узбекистан, Монголию – 7,8%.

А. Слободяник убежден, что у России есть и техническая, и технологическая возможность увеличивать объемы перевозок грузов в контейнерах не только во внутреннем, экспортном и импортном, но и в транзитном сообщении, прежде всего за счет своего уникального географического положения.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions