Навигация 2015 года может стать одной из худших в истории внутреннего водного транспорта России, сообщает "Коммерсант" со ссылкой на президента Российской палаты судоходства Алексея Клявина. По его словам, с начала навигации на Единой глубоководной системе европейской части РФ /ЕГС/, на которую приходится 70-75 проц объема перевозки грузов внутренним водным транспортом, суда работают с недогрузом в 30-50 проц, тогда как эксплуатационные расходы увеличились примерно на 20 проц. В результате себестоимость перевозки почти удвоилась.
"Из-за недостаточных глубин суда не проходят с осадкой, которая позволила бы провезти максимально возможное количество груза,- говорит он.- Поэтому судовладелец не может поддерживать адекватный конкурентоспособный уровень фрахтовых ставок. В результате груз начал уходить с реки - на железную дорогу, на автотранспорт". По словам господина Клявина, предварительная оценка потерь членов палаты, включая упущенную выгоду, составляет 8 млрд рублей с начала навигации, но цифра еще будет уточняться. Согласно докладу комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре РСПП, общие убытки судоходных компаний по итогам года могут достичь 20 млрд рублей.
По словам Алексей Клявина, к традиционной проблеме недостаточных глубин Волги в районе Нижнего Новгорода добавился кризис на Нижнем Дону, вызванный обмелением Цимлянского водохранилища. Эта ситуация приводит к падению грузопотока на экспорт. Больше всего она влияет на перевозки нефти и нефтепродуктов, песка, нерудных материалов, минеральных удобрений. Также недостаток воды негативно отразился на перевозке крупногабаритного тяжеловесного оборудования, которое иначе как рекой перевезти невозможно, отмечается в докладе РСПП.
Участники отрасли подтверждают слова Клявина. В норме речной флот выигрывает у альтернативных видов транспорта порядка 10-20 проц, говорят источники в отрасли, но при дальнейшем сохранении нынешней ситуации это преимущество исчезнет. По их словам, рентабельность становится критической при загрузке 70-80 проц по нефтяным грузам и 60-70 проц по прочим. Источники подтверждают падении перевозок рекой нефтепродуктов в эту навигацию. Согласно им, если в 2014 году они достигали 2 млн тонн в лучшие месяцы, то в 2015 году - максимум 1 млн тонн.
За Уралом ситуация не столь критическая, но, по данным издания обмеление рек региона также сказалось на загрузке и доходоности речных перевозок.
По словам господина Клявина, уже наблюдается значительное падение грузооборота речников. По данным Росстата, в январе-июне он снизился на 19,1 проц, то есть падает не только тоннаж, но и дальность перевозок. По тоннажу статистика Росстата не показывает резкого падения: в январе--августе объем перевозок в целом сократился всего на 2,9 проц. Однако в заграничном сообщении проблемы серьезнее - снижение на 18,8 проц, что также объясняется ситуацией на Нижнем Дону, поскольку значительная часть грузов идет на экспорт через Волго-Донской и Азово-Донской водные пути.
По информации ФГУП "Центр российского регистра гидротехнических сооружений и государственного водного кадастра" маловодный период закончится не ранее 2029 года. В Минтрансе пояснили, что в 2014 году начато проектирование низконапорной плотины на Волге, которая позволит решить проблему недостаточных глубин Волги в районе Нижнего Новгорода, также прорабатывается вопрос о строительстве на Нижнем Дону Багаевского низконапорного гидроузла водно-транспортного назначения. В министерстве надеются снять ограничения на Волге и Дону к 2020 году.
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions