Федеральная таможенная служба (ФТС) намерена прекратить обслуживание экспортно-импортных грузов в терминалах петербургского порта, расположенных в городе. (подробности online)
Предполагается, что Балтийская таможня, которая сейчас принимает транспортные средства, товары, декларирует их, оформляет и досматривает грузы, сможет только принимать и досматривать товары. А документальный таможенный контроль будут проводить таможенные посты во вновь построенных терминалах – Бронке и Усть-Луге. Предложение ФТС, урезать полномочия таможенных постов в основных грузовых районах «Большого порта Санкт-Петербург», возмутило стивидоров. Портовики считают, что это создаст условия для неравноправной конкуренции и перераспределения грузов в незагруженную сегодня Бронку. Однако аналитики рынка отмечают, что это решение продиктовано тем, что ФТС хочет снизить конкуренцию между собственными постами. К тому же, как отмечают некоторые эксперты, в эпоху электронного документооборота территориальное расположение таможенного пункта пропуска не имеет значения. Но есть и еще одна версия происходящего – перенос портовых мощностей прочь из города. Тем более, что об этом говорится еще с начала 2000 годов и большая часть сырьевых грузов благополучно вытеснена из города.
Напомним, что, согласно инициативе, следует наделить таможенные посты Бронка Балтийской таможни и Усть-Луга Кингисеппской таможни исключительными полномочиями по проведению документального таможенного контроля, связанного с декларированием и выпуском товаров. При этом компетенция остальных таможенных постов на территории Морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» будет ограничена только возможностью проведения таможенных операций по оформлению прибытия товаров и транспортных средств, а также осуществлением процедур таможенного досмотра. ФТС объяснила решение грубыми нарушениями таможенного законодательства постами Балтийской таможни. В свою очередь, Ассоциация морских торговых портов (АСОП) направила письмо руководителю ФТС Андрею Бельянинову, а также копию документа губернатору Петербурга Георгию Полтавченко и полномочному представителю президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Владимиру Булавину. В документе, который есть в распоряжении РЖД-Партнер, представители ассоциации отмечают, что из-за удаленности Бронки и Усть-Луги данные посты вряд ли смогут стать альтернативой пунктам пропуска расположенным в городе. «Ожидаемым последствием этого решения будет перемещение всего объема таможенного контроля на таможенные посты Бронка и Усть-Луга (60 км и 160 км соответственно от 1-4 районов морского порта «Большой порт Санкт-Петербург»)». Кроме того, по мнению директора проекта Single Window группы «Морской экспресс» Владимира Коростелева, при неумении таможни работать без бумажно сокращением количества таможенных постов, принимающих документы, приведет только к дополнительным издержкам участников внешнеэкономической деятельности, увеличению очередей на прием-выдачу документов и, следовательно, к росту коррупционной составляющей.
Участники рынка полагают, что такое решение повысит уровень недобросовестной конкуренции, так как двум постам будет предоставлено преимущество. Отметим, что при этом основной объем взимания таможенных платежей в Северо-Западном регионе в 2015 году приходился именно на Балтийскую таможню – 66%, на Санкт-Петербургскую – 15%, на Выборгскую – 5% и Кингесеппскую (Усть-Луга) – 5%.
Однако брокеры утверждают, что для добросовестных импортеров ничего не изменится. По словам первого заместителя ООО «М2В» генерального директора Александра Зюзина, уже давно большая часть документов оформляется в электронном виде и не требует личного присутствия декларанта. «Без таможни не может быть международного ни грузового, ни грузопассажирского порта. Но пока речь же не идет о полном закрытии
таможенных постов на территории городе Морского порта «Большой порт Санкт-Петербург»», - прокомментировал эксперт.
По мнению руководителя проектов по оценке направления «Финансовый консалтинг» Группы компаний SRG Ильи Телятникова, происходящее – является управленческой проблемой ФТС. «Служба не должна решать свои трудности таким образом, чтобы от этого страдал бизнес. Они должны учитывать мнения стивидоров, с которыми непосредственно взаимодействуют таможенные посты в портах Санкт-Петербурга», - заключил он.
Татьяна Симонова
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions