+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.02.2016 13:52:38
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Грузооборот морских портов России (январь 2016 г.)

Порты – ключевой пункт в длинной логистической цепочке, выводящей российских экспортеров на мировой рынок. Грузооборот морских портов России к концу текущего года стабилизировался, и в итоге объем перевалки превысил показатели 2014-го на 5,7%. Будет ли 2016 год столь удачным?
 

Первый блин комом

Январь для стивидоров в этом году выдался не таким успешным, как в прошлом. Грузооборот морских портов России за первый месяц 2016-го уменьшился на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 52,9 млн т, сообщили в Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Объем переработки сухогрузов – 21,7 млн т (-3,8%), а наливных – 31,2 млн т (-2,1%).

Наибольшее падение показали такие грузы, как металлолом (-33,6%) и уголь (-11,6%). Однако выросла переработка минеральных удобрений – до 1,4 млн т (+13%), лесных грузов – до 0,5 млн т (+12,2%), цветных металлов – до 0,3 млн т (+19,7%) и рефгрузов – до 0,2 млн т (+26%).

Объем перевалки наливных грузов уменьшился в основном из-за снижения переработки нефтепродуктов – до 11,4 млн т (-9,8%). При этом на 3,3% (до 18,2 млн т) выросла перевалка сырой нефти и на 4,1% (до 1,2 млн т) – сжиженного газа.

Объемы переработки внешнеторговых грузов в начале текущего года продолжили снижение: экспорт – на 3,7% (до 43 млн т), а импорт – на 9,2% (до 2,2 млн т). В то же время увеличился объем транзитных (на 7,1%, до 4,2 млн т) и каботажных (на 1,8%, до 3,4 млн т) грузопотоков.

Порты в борьбе за грузы

Порты Арктического и Каспийского бассейнов в январе 2016-го показали прибавку на 4,3 и 2% соответственно. В то время как объем перевалки в портах Балтийского бассейна уменьшился на 3,9%, Азово-Черноморского бассейна – на 4,8% и Дальневосточного – на 0,2%.

Морские порты Балтийского бассейна РФ в январе 2016 года сократили перевалку грузов до 18,4 млн т. В том числе перевалено 6,2 млн т (-8,6%) сухих грузов и 12,2 млн т (-1,2%) наливных.

Снижение объема грузов в порту Приморск относительно аналогичного периода прошлого года составило 6,2% (до 5,07 млн т), Санкт-Петербург – 9,6% (до 3,68 млн т), Высоцк – 10,5% (до 1,19 млн т), Калининград – 12% (до 1,03 млн т), Выборг – 2,1% (до 77,5 тыс. т). Перевалка в порту Усть-Луга возросла на 3,9% (до 7,3 млн т). Сегодня доля грузооборота порта Усть-Луга составляет 39,8% совокупного объема, Приморск – 27,6%, Санкт-Петербург – 20,1%.

На Дальнем Востоке в январе 2016 года было переработано 53 млн т грузов, в том числе 21,7 млн т (-3,8%) сухогрузов и 31,2 млн т (-2,1%) наливных.

Снизили перевалку компании порта Владивосток – на 6,7% (до 1 млн т), Зарубино – на 8,2% (до 4,1 тыс. т), Ванино – 12,8% (до 2 млн т), Советская Гавань – на 19,4% (до 34 тыс. т), Корсаков – на 4,3% (до 87 тыс. т), Шахтерск – почти в 3 раза (до 58 тыс. т), Холмск – практически в 2 раза (до 80 тыс. т), Пригородное – на 0,4% (до 1,5 млн т), Магадан – на 24,9% (до 58 тыс. т), Петропавловск-Камчатский – 34,5% (до 67 тыс. т).

Увеличили объем переработки грузов порт Ольга – на 59,6% (до 186 тыс. т), Посьет – на 6,2% (до 616 тыс. т), Находка – на 10% (до 1,7 млн т), Восточный – на 1,6% (до 5,2 млн т), Де-Кастри – на 24,9% (до 952 тыс. т), Невельск – на 86,9% (до 56 тыс. т).

Портами Азово-Черноморского бассейна за первый месяц текущего года было перевалено 17,5 млн т грузов. Из них сухогрузов – 6,2 млн т (+1,2%) и наливных – 11,2 млн т (-17,9%).

Главный порт Черного моря, Новороссийск, начал год не очень успешно – падение объемов по отношению к уровню 2015-го составило 1,1% (до 11 млн т). Практически на четверть снизилась перевалка сухих грузов. Почти в 7 раз сократился грузопоток порта Геленджик – до 5,3 тыс. т. Снижение перевалки в порту Туапсе составило 8,5% (до 2,2 млн т), Таганрог – 38,9% (до 165 тыс. т), Азов – 12,3% (до 312 тыс. т), Тамань – 27% (до 703 тыс. т), Темрюк – 20,8% (до 185 тыс. т), Кавказ – 12,2% (до 1,3 млн т), Севастополь – 17% (до 48 тыс. т). В 20 раз снизил объемы переработки грузов Ялтинский порт и в 2 раза – порт Евпатория.

За первый месяц года нарастить объем перевалки удалось стивидорам порта Ростов-на-Дону – на 10,2% (до 664 тыс. т), Ейск – 5,2% (до 263 тыс. т), Керчь – 8,3% (до 519 тыс. т) и Феодосия – практически в 5 раз (до 34 тыс. т).

Прогнозы

По словам директора по направлению аналитика и логистика компании «Морстройтехнология» Александра Головизнина, сегодня маршруты и рынки остаются практически неизменными. «Наступило некоторое отрезвление по поводу восточного экспорта. В Китае серьезные проблемы. Чем это закончится для наших экспортеров, боюсь, пока рано говорить», – полагает он.

В целом же эксперты отмечают, что и кризис, и санкции сказались на отрасли, но не драматично. «Компаниям пришлось осваивать новые направления, расширять географию присутствия, интенсивно искать новых партнеров, вносить изменения в маркетинговую политику, оптимизировать затраты, экономить так, чтобы суметь удерживать уровень должного качества», – комментирует генеральный директор ООО «Новотранс Юг» Михаил Розенфельд.

По мнению директора по продажам TMBC Logistics Ltd Александра Булыгина, 2016 год будет сложным и ключевым трендом станет наращивание экспорта. «Южные порты могут иметь приращения объемов за счет экспорта в 2016-м на фоне снижения объемов импорта. Однако важно учитывать предел мощностей порта Новороссийск, который сейчас вышел в лидеры по объему обработки в РФ», – комментирует эксперт.

Также, по мнению участников рынка, нарастить объемы именно экспортных грузов могут порты Дальнего Востока. Об этом свидетельствует и статистика за первый месяц 2016 года. В случае осложнения экономической ситуации, по словам отраслевых аналитиков, в текущем году тяжелее всего придется портам Балтики. К тому же конкуренцию в данном бассейне дополнительно усилит новая гавань – Бронка. Однако о том, хватит ли всем портам грузов, судить пока рано.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions