+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.09.2022 14:44:41
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Реки затонувших кораблей: нужна государственная программа очистки от лежащих на дне плавсредств

Принять государственную программу очистки рек от затонувшего водного транспорта предложил директор ресурсно-экологического центра «Зеленая цивилизация», бывший министр экологии Ульяновской области Дмитрий Федоров. О том, сколько кораблей лежит на дне российских рек и в чем их опасность, РЖД-Партнеру рассказал автор экологической инициативы.
Реки затонувших кораблей: нужна государственная программа очистки от лежащих на дне плавсредств
– Дмитрий Васильевич, если Вы заговорили о государственной программе, значит, проблема действительно стоит остро. Когда она возникла?

– Внутренний водный транспорт, в первую очередь грузовой, был очень мощным и развитым в нашей стране в советский период. Существовало множество пароходств, ежегодный грузооборот исчислялся сотнями миллионов тонн и сотнями миллиардов тонно-километров. Помимо грузовых, было очень много регулярных речных пассажирских перевозок. Но в результате развития железнодорожной, автомобильной и авиационной логистики доля водного транспорта стала снижаться, а чуть более 30 лет назад потребность в речном транспорте резко сократилась. Это привело к тому, что парк водных судов начали ликвидировать. Огромное количество выводилось из эксплуатации и затапливалось. В акваториях крупных водных артерий – Волги, Оби, Енисея – были практически одновременно затоплены многие сотни плавсредств различного тоннажа и назначения. Точное их количество в связи с распадом СССР и сменой экономической формации даже никто не подсчитал. Большинство из них были приписаны к пароходствам, которые ликвидировались. Но ясно, что только в акватории Волги на участках Астраханского и Горьковского пароходств до сих пор находится около 500 неутилизированных плавсредств. От них исходит значительное загрязнение водного объекта.

– Каковы масштабы такого загрязнения?

– Каждый затопленный корабль – это экологическое происшествие замедленного действия. Происходит отравление водоема от остатков горюче-смазочных материалов, коррозии металла и т. д. Вокруг каждого затопленного судна образуется мертвая зона, где река отравлена. Это не только место, где на дне лежит само судно, но и до километра в радиусе вокруг него. Здесь не развивается ракушечник, водная растительность и не размножается рыба. А в ряде случаев из-за постоянно присутствующего загрязнения рыба просто исчезает даже значительно ниже по течению.

– Сейчас старые корабли по-прежнему затапливают?

– Минтранс России подготовил ряд законов, которые запрещают утилизировать суда методом затопления в реках и морях, обязывают судовладельцев поднимать затопленные суда или платить крупные штрафы. Они вступили в силу в этом году, вопрос в том, как будет осуществляться контроль за исполнением. Судостроительные верфи у нас около 15 лет стояли на паузе без заказов, поэтому большая часть действующих речных сухогрузов и танкеров у нас с сильным износом. Они представляют повышенную экологическую опасность. От них исходят большие и малые технологические протечки, загрязняющие в первую очередь воду, но и воздух тоже. За это могут подвергать штрафам, поэтому становится выгодно ротировать старые корабли на новые. Тем более что сейчас начинается постепенное возрождение судостроения в стране. Важно обеспечить своевременную цивилизованную утилизацию старых судов на берегу и не допускать простого затопления на участках вне фарватера, как практиковалось раньше.

– Каковы перспективы того, что программа очистки от затонувших кораблей будет принята и реализована?

– Экологам уже удалось добиться принятия федерального проекта «Оздоровление Волги» с 2018 по 2024 год. В 2021-м на реализацию проекта было выделено 13,5 млрд руб. В план включили и организацию утилизации на берегу списываемых судов, и подъем плавсредств со дна. Но он пока реализуется не такими темпами, как хотелось бы. Очевидно, что до 2024 года не успеть утилизировать все затопленные суда. Чтобы поднять и разобрать на берегу все, федеральную программу потребуется пролонгировать. Но лучше сразу принять новую программу утилизации затонувшего транспорта, которая будет распространяться не только на Волгу, ведь и другие российские реки нуждаются в очистке от затопленных плавсредств. Сейчас идет мониторинг, появляются новые данные по затопленным судам в сибирских реках. Там часть плавсредств были подняты коммерческими структурами, которые увидели выгоду от утилизации металлического лома, но программного характера эта работа не носила. Сейчас многие понимают, что проблеме выявления затопленных кораблей и снижению негативного воздействия на водные экосистемы от них должна быть посвящена отдельная федеральная программа. Мы делали сообщения на эту тему в Общественной палате, ТПП и на других федеральных экспертных площадках. У нас есть конкретные предложения по реализации этой программы.

Беседовал Михаил Зубов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions