+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.07.2023 12:21:48
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Как ускорить строительство морских портов

Стивидорные компании предложили создать рабочую группу с целью обсуждения вопроса об исключении дноуглубительных работ в границах существующих морских портов из перечня объектов государственной экологической экспертизы.
Указанное предложение поступило в АСОП от АО «Национальная транспортная компания». Данный вопрос касается не всех аспектов работы, пояснили в АСОП. Вопрос таким образом затрагивает предварительную стадию реализации проектов развития. Речь идет об изысканиях, проектировании и управления проектами.

Суть проблемы

Напомним, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря. Нюанс заключается в том, на какой стадии реализации проектов развития следует проводить такую экспертизу.

Нередко вопросы экологии становятся просто поводом для затягивания проведения предварительных работ по развитию морских портов. Между тем на этой стадии вреда природе не может быть оказано, поскольку непосредственно строительство новых объектов еще не начато.

Соответственно, не имеет особого смысла потенциальным инвесторам тратить время и ресурсы. Ведь экологическую экспертизу можно провести, когда уже будут получены предварительные данные, необходимые для оценки эффективности намеченных планов.

Лишние барьеры

Уточним, что ранее аналогичные поправки вносились по поводу речных портов. В декабре 2018 года Минтранс РФ внес в правительство законопроект об отмене экологической экспертизы при работах в устьевых портах.

При этом была ссылка на прецедент в 2009 году, когда портам Ростов-на-Дону и Азов, расположенным на реке Дон, был присвоен статус морских портов путем изменения границ внутренних водных путей РФ, установления границ морских портов и их открытия для оказания услуг.

При этом фактически акватории указанных морских портов являлись участками рек, где в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ осуществляется деятельность по торговому мореплаванию. Вместе с тем по вопросу отнесения вод морских портов, расположенных на реках, к внутренним морским водам сложилась неоднозначная судебная практика, а также различное толкование федеральными органами исполнительной власти и организациями положений законодательства.

В соответствии с указанной практикой в отдельных случаях для осуществления строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры, проведения дноуглубительных работ в акваториях таких портов контрольные органы требовали проведения государственной экологической экспертизы.

Аналогичные требования содержались в отношении документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Данные требования выглядят излишними – как для речных, так и морских акваторий. Ведь в дальнейшем проекты проходят фактически повторную экологическую экспертизу.

Еще не строим, а уже запрещаем?

Подобная точка зрения, правда, породила дискуссии, которые продолжаются и по сей день, особенно остро вопрос поставлен в отношении морских акваторий. В частности, в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования придерживаются точки зрения, изложенной в письме № СР-04-05-32/14600 от 31 мая 2019 года «О необходимости прохождения государственной экологической экспертизы».

В нем указывается на целесообразность сохранения экспертизы по поводу объектов I категории – то есть тех, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. К ним в ведомстве отнесли объекты капитального строительства, связанные между собой и расположенные в пределах земельных участков, планируются подобные работы.

Поэтому проектная документация, предусматривающая строительство в рамках морского порта, подлежит государственной экологической экспертизе.

Зеленый шантаж

Актуальность затронутой темы подтверждает судебная практика: «зеленые» и примыкающие к ним экологические активисты практикуют обращения в суд. И арбитражные процедуры могут существенно затянуть сроки реализации проектов на самой их ранней стадии, когда речь идет об оценке всего лишь гипотетически возможного вреда природе.

В качестве примера можно привести постановление арбитражного суда СЗФО от 30 августа 2021 года (дело № А56-48545/2020). Процедура заняла достаточно длительный срок. А между тем поводом для разбирательства стал, по сути, вопрос о том, кого следовало включить в экспертную комиссию для проведения экологической экспертизы объекта.

В Арктике есть прецеденты

Следует также добавить: тему морских акваторий правомерно рассмотреть еще и потому, что в законодательстве появились поправки, касающиеся проектов развития Арктики. На это обратили внимание юристы.

В перечень объектов, подлежащих экологической экспертизе, внесены в виде исключения некоторые объекты в Арктической зоне РФ, проектная документация которых подлежит государственной экологической экспертизе.

В итог проектная документация на их строительство и реконструкцию не должна проходить государственную экологическую экспертизу. Иными словами, в данном случае исключены излишние административные барьеры на подготовительном этапе к реализации проектов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions