+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Железнодорожные качели: спрос на вагоны растет, на ремонт – уменьшается

Текущие показатели деятельности игроков железнодорожного рынка в I–III кварталах уже позволяют обозначить предварительные итоги всего 2023 года. Можно зафиксировать, что в целом транспортная отрасль продолжает стабильно работать и самодостаточно развиваться, продолжая отвечать на те вызовы, которые появились в прошлом году. Проблему локальных провалов рынка, связанных с техническими санкциями, удалось решить, и сегодня компании планомерно ведут свою операционную деятельность. Однако результаты этой деятельности демонстрируют разные показатели.
Так, для операторских компаний на фоне восстановления деловой активности текущий год стал успешным, и лучшие операторы продолжают оставаться основным генератором прибыли в железнодорожной отрасли. 

При этом, несмотря на существующий профицит подвижного состава на сети железных дорог страны, спрос на производство новых вагонов только растет. Согласно данным Росстата динамика сменилась с отрицательной в I квартале к резкому скачку производства в II и III кварталах. Такая, казалось бы, парадоксальная ситуация сложилась за счет реализации отложенного спроса, пересмотра инвестиционных программ операторов вагонов (вплоть до резкого повышения ЦБ РФ ключевой ставки с 7,5 до 12% в августе), а также переориентации логистических маршрутов и оптимизации вагонопотоков на сети в условиях увеличения дальности перевозок и существующего лимита пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. По данным опроса, проведенного Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ), 61% респондентов отметили проблему дефицита грузового состава в 2023 г., причем наиболее остро проблема ощущается на Урале и в Центральной Сибири. В ИПЕМ считают, что в 2023 году объем выпуска всех типов вагонов может вырасти на 20% по сравнению с прош­лым годом, достигнув цифры в 60 000 единиц. Ситуация повышенного спроса привела к загрузке всех вагоностроительных мощностей, что отразилось на корректировке цен вагоностроителями в сторону повышения до 20–40% в зависимости от типа подвижного состава. 

Следствием принимаемых ответных защитных мер операторов вагонов против снижения собственных доходов традиционно становится сокращение объемов ремонта и его стоимости. Текущие показатели первых трех кварталов 2023 года зафиксировали тренд на снижение общего объема вагоноремонтных услуг на сети. В первую очередь упал спрос в отношении планового ремонта грузовых вагонов. Так, с января по сентябрь из планового ремонта вышло 305 тысяч вагонов, что более чем на 10% ниже прошлогодней цифры за сопоставимый период. В прошлом году плановыми видами ремонта отремонтировано порядка 340 тысяч вагонов. Более 75% выполненных работ пришлось на крупнейшие сетевые вагоноремонтные компании: НВРК (87 тыс. вагонов), ВРК-1 (54 тыс. вагонов), «Новотранс» (47 тыс. вагонов) и «ОМК Стальной путь» (42 тыс. вагонов). С учетом этого можно ожидать, что по итогам 2023 года будет отремонтировано порядка 410 тысяч вагонов. Возможно, текущая ситуация создаст отложенный спрос на ремонт, реализацию которого мы увидим в следующем году. 

Вместе с уменьшением объемов ремонта уменьшается и стоимость ремонтных услуг. По данным ИПЕМ, за 8 месяцев текущего года цены на услуги деповского ремонта снизились на 6,5%; расценки на капитальный ремонт остались на сопоставимом уровне. На фоне избыточности вагонного парка и профицита мощностей для его технического обслуживания вагоноремонтные компании продолжают испытывать давление со стороны собственников и операторов вагонов, заинтересованных в минимизации издержек на их содержание. На прейскурант сильно давит сложившийся на рынке из-за жесткой конкуренции демпинг цен, которые остаются на сегодняшний день на уровне 2013 года.

В сложившихся обстоятельствах вагоноремонтный сектор не может демонстрировать сопоставимые с коллегами заработки и продолжает балансировать на грани само­окупаемости или даже ниже уровня окупаемости. Это относится не только к небольшим вагоноремонтным предприятиям, но и затрагивает компании из «большой четверки». Напомним, что в прошлом году четыре лидера суммарно закончили год с убытком в 130 млн рублей, а в 2021-м убыток составил почти 900 млн рублей. Учитывая падение объемов ремонта и текущий уровень ценообразования, 2023 год вряд ли улучшит негативную ситуацию на рынке вагоноремонта.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions