ОАО РЖД обсуждает четыре возможных формата контейнерного логистического оператора, который можно создать взамен продаваемого «Трансконтейнера». 50% плюс две акции «Трансконтейнера», принадлежащие ОАО РЖД через Объединенную транспортно-логистическую компанию (ОТЛК, СП с железными дорогами Казахстана и Белоруссии), будут проданы с конкурса. Он был запланирован на апрель, но, как говорил на прошлой неделе замминистра транспорта РФ Алан Лушников, из-за того, что необходимые процедуры не были начаты в январе, его вряд ли удастся провести в эти сроки.
Четыре формата «альтернативного "Трансконтейнера"» — это вертикально интегрированная компания (ВИК) с подвижным составом, контейнерной площадкой, самими контейнерами и так далее; оператор подвижного состава; оператор контейнерных терминалов и платформ или компания «без активов» (по последнему варианту функционирует ОТЛК). Как рассказал “Ъ” источник, знакомый с ситуацией, об этих вариантах замглавы ОАО РЖД Андрей Старков уведомил Минтранс 15 февраля. Все они имеют риски. Например, создание ВИК потребует значительных инвестиций в подвижной состав, ей придется входить на сложившийся высококонкурентный рынок, а оператору подвижного состава будет не хватать терминалов и так далее. В ОАО РЖД “Ъ” сообщили, что прорабатывают вопрос о создании альтернативного контейнерного оператора. «При этом возможна этапность и совмещение вариантов,— говорят в монополии.— Будем выбирать оптимальный». В Минтрансе не дали комментариев, но ранее господин Лушников говорил, что обсуждать варианты формата рано, поскольку «не сделаны технико-экономические оценки».
Строительство нового бизнеса на базе контейнерных терминалов имеет плюс в том, что у ОАО РЖД есть обширная терминально-складская инфраструктура, примерно 37% оказываемых ею услуг — переработка контейнерных грузов, которая является привлекательным сегментом роста. Но, как следовало из проекта концепции развития транспортно-логистического бизнеса ОАО РЖД (см. “Ъ” от 25 января), лишь 54% грузовых дворов обладают коммерческим потенциалом, а их развитие потребует инвестиций 14,5 млрд руб. до 2025 года, что существенно превосходит объем, заложенный в инвестпрограмму. Закупка фитинговых платформ осложняется высокой стоимостью. Как говорил на прошлой неделе первый замгендиректора «Суммы» Александр Панченко, они за 2017 год подорожали на 50%, предложив субсидировать их выпуск. «Фитинговые платформы, стоящие 2,3–2,4 млн руб. за 40-футовую и 2,6–2,9 млн руб. за 80-футовую, объективно на пике стоимости,— говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров,— и их покупка в 2018 году формирует серьезные риски для безубыточной работы в условиях, когда арендные ставки нормализуются». То же касается парка контейнеров, добавляет он: наличие собственного контейнерного оборудования является конкурентным преимуществом, но массово закупать контейнеры сейчас нерентабельно.
Единственный вариант для ОАО РЖД сохранить в 2018 году присутствие в контейнерном бизнесе — это вариант «без активов», считает господин Бурмистров. Но непонятно, чем такая компания будет отличаться от ОТЛК, к тому же создание ее конкурента осложнит стратегическое партнерство с Казахстаном, добавил он. Для остальных вариантов вопрос в том, какие активы и по какой стоимости будут формировать капитал компании. Развитие в сфере терминального бизнеса, который для ОАО РЖД сейчас вторичен, перспективно, но это должно быть соотнесено со стратегией развития, клиентской базой и ключевыми маршрутами, отмечает эксперт. Сама идея сохранить позиции в контейнерном бизнесе — правильная, уверен он, но требует аккуратной реализации, чтобы создать дополнительную стоимость для акционера, а не заменить прибыльный актив на убыточный.
Наталья Скорлыгина
Автор: https://www.kommersant.ru/doc/3559157
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.