+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.12.2015 17:59:01
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Споры с таможенными органами: как предотвратить ключевые риски?

 Предотвратить вероятность ошибок, которые возникают в процессе работы, практически нереально, а вот минимизировать ее, по мнению старшего юриста компании Goltsblat BLP Ирины Маликовой, можно. Специально для РЖД-Партнера она рассказала о том, как грузоперевозчикам облегчить взаимодействие с таможней.

– Ирина Александровна, с какими трудностями сталкиваются импортеры и экспортеры при взаимодействии с таможенными органами?
– Чаще всего это действие или бездействие таможенного органа, как правило, сопряженное с принятием ненормативного правового акта, например, решением о корректировке таможенной стоимости, классификации товаров или с выставлением требования об уплате таможенных платежей. Также грузоотправителю может грозить привлечение к административной, а в худшем случае и к уголовной ответственности. Такой риск возникает при проверке, которую инициируют таможенные органы на разных стадиях как до выпуска товаров, так и после. И вот именно на данном этапе важно как минимум снизить возможные риски и как максимум – убедить таможню в отсутствии каких-либо нарушений во внешнеэкономической деятельности декларанта. 
– Если же дело дошло до суда, что нужно предпринять?
– Безусловно, самый лучший суд – это тот, которого удалось избежать. В идеале решать все проблемы нужно в досудебном порядке, так как суд – это мероприятие длительное (в среднем от 3 до 12 месяцев), но часто другого выхода просто нет.
Если не получается убедить таможню на этапе контроля, необходимо сделать так, чтобы в дальнейшем, при оспаривании того или иного ненормативного документа в судебном порядке, у исполнительного органа власти не возникло сомнений, что ваша компания – добросовестный участник ВЭД и при таможенном оформлении товаров вами все сведения были заявлены достоверно. Здесь будет иметь значение все – от условий и формулировок внешнеэкономического договора до вординга товаросопроводительных и коммерческих документов. 
Вспомним дела с лицензионными платежами. На первый взгляд, они не относятся к ввозимым товарам, но договоры сформулированы так, что таможня настаивает на включении лицензионных платежей в таможенную стоимость и часть судебных споров по данному вопросу выиграла (определение Верховного суда РФ от 29.05.2015 г. по делу № А40-110311/2013). Однако есть и наша положительная для участников ВЭД практика разрешения споров о необходимости включения в таможенную стоимость лицензионных платежей (решение арбитражного суда Московской области от 02.11.2010 г. по делу № А41-21982/10).
Еще к такой категории дел можно отнести отказ таможни в предоставлении льготы на НДС на медицинские товары. Вроде бы и документы все приложили к декларации, и регистрационное удостоверение предоставили, но таможенный орган не дает льготу. В суде определяющим моментом будет доказывание вашего права на льготу и представленные документы, так как, скорее всего, для возврата НДС сначала придется обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных платежей и приложить к нему перечень нужных документов. И когда таможенный орган откажет вам в рассмотрении заявления из-за отсутствия формы корректировки декларации на товары (КДТ), то не надо бежать и делать эту КДТ. Следует обратиться в суд за восстановлением нарушенного права, что мы и сделали (постановление арбитражного суда Московской области от 12.12.2014 г. № Ф05-13921/2014 по делу № А41-20131/14).
Здесь очень важно понимать, на каком этапе и какие документы подавать, как вести переговоры с таможней. Именно с этим связана необходимость привлечения юриста при проведении таможней проверочных мероприятий. Лицо, оформляющее товар, и лицо, отстаивающее интересы компании в споре с таможенным органом, сосредоточены на разных целях. Если первый старается быстрее выпустить товар или номинально ответить на запрос таможни, чтобы не пропустить сроки поставки, то у второго цель – отстоять интересы компании в правовом поле и не дать взыскать с компании больше, чем она должна заплатить по закону.
– При проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска таможня иногда обнаруживает признаки несоответствия и проводит дополнительную проверку. Как в таком случае себя вести перевозчику?
– У декларанта будут запрошены дополнительные документы и сведения, предоставить которые нужно до определенного срока. Это сделать декларант обязан. Если какие-либо документы не могут быть предоставлены, то необходимо письменно пояснить причины, по которым данное требование не может быть выполнено. 
– В каких случаях таможенные органы запрашивают дополнительные сведения? Можно ли применить какие-то превентивные меры, чтобы не затягивать растаможку?
– В основном это бывает при проведении дополнительной проверки. Например, когда таможенным органом запрашиваются документы по определенной декларации на товары. Для того чтобы минимизировать риск негативных последствий от проверочных мероприятий, нужно предоставлять именно информативные документы, которые могут быть необходимы таможне для принятия решения.
Сложнее обстоит дело с проведением внеплановой или выездной таможенной проверки, поскольку таможня не связана одним основанием для проверки, например стоимостью. И запросы в рамках таких проверочных мероприятий обычно содержат в себе основательный список документов.
– Каковы основные причины претензий со стороны таможенных органов?
– Чаще всего это недостоверные сведения, отраженные в заявлении при декларировании товаров, или недоплата таможенных платежей.
В основном таможенные органы корректируют на незначительные суммы таможенную стоимость по каждой декларации на товары у компаний, импортирующих большой объем товаров. 
Понятно, что крупное предприятие не будет судиться за 30–100 тыс. руб. переплаты по каждой отдельной декларации. Эти платежи так и остаются для компании излишне уплаченными таможенными платежами в бюджете страны. 
Но вот сейчас, в тяжелое для экономики время, эти переплаченные за несколько лет таможенные платежи превратились в значительные суммы. Сегодня компании регулярно возвращают образовавшуюся переплату таможенных пошлин. Вся прелесть такого проекта в том, что мы возвращаем сумму переплаты за несколько лет одним судебным процессом, предварительно проанализировав правомерность этого. Затем, конечно, при наличии возможности мы предлагаем нашим клиентам взыскать и проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей. По нашему опыту максимальная сумма таких процентов составила около 9 млн руб. (решение арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2013 г. по делу № А40-149165/12).
Беседовала Татьяна Симонова

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions