+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.12.2014 12:01:33
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Проект Стратегии развития ж/д транспорта в РФ до 2030 г. требует значительной доработки – эксперты

Эксперты совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» считают, что проект Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года в новой редакции, подготовленной Минтрансом России, требует значительной доработки в связи с тем, что не ведет к достижению заявленных стратегических целей и задач отрасли, а также создает дополнительные риски для конкуренции и прямых частных инвестиций на ж/дтранспорте.

Соответствующее заключение утверждено 11 декабря на заседании совета, сообщила пресс-служба совещательно-консультационного органа.

По мнению экспертов совета, в обновленной редакции Стратегии смещается акцент с развития грузовых ж/д перевозок в пользу высокоскоростных магистралей. Причем при отсутствии прозрачных источников финансирования развитие ВСМ носит исключительно декларативный характер.

«Из текста новой редакции Стратегии по инновационному варианту исключено положение о полной ликвидации узких мест на железнодорожном транспорте общего пользования, – сказал председатель совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» Сергей Мальцев, слова которого приводятся в сообщении. – А по консервативному варианту сокращается строительство новых железнодорожных линий в 3 раза (c 16 017 до 5 165 км), а строительство ВСМ возрастает в 5 раз (с 659 до 3 734 км). При этом абсолютно не понятен вопрос, за счет каких источников и в каких объемах планируется фактическое финансирование 900 км ВСМ до 2020 года».

По инновационному варианту Стратегии, скорость доставки грузовых маршрутных отправок составит 450 км/сутки, что на 100 км/сутки ниже существующей скорости. Отсутствуют данные по скорости доставки повагонных отправок, охватывающих 2/3 объема погрузки. Доля отправок, доставленных в нормативный срок снижается в 2030 году по консервативному варианту с 97 до 93 %. В проекте Стратегии не анализируется факт увеличения к настоящему моменту протяженности узких мест по пропускной способности с 8,3 до 10,2 тыс. км или на 23%.

Из проекта Стратегии исключено упоминанием о системных программных мероприятиях, направленных на повышение маршрутных скоростей пассажирских поездов, следующих на расстояния более 700 км.

«За развитием скоростного и высокоскоростного пассажирского движения мы видим будущее и это правильно, но и традиционное дальнее сообщение, по крайней мере на расстоянии до 200-2500 км, имеет большое коммерческое и социальное значение в связи с разреженной сетью аэропортов в нашей стране, при которой многие средние и крупные города удалены от ближайшего аэропорта, но обеспечены железнодорожной связью», – пояснил С. Мальцев.

По мнению экспертов совета потребителей, в проекте вызывает сомнение перечень пассажирских маршрутов для ускорения с учетом стоимостных параметров. Как показывает практика, скоростное сообщение конкурентно с авиацией при времени в пути не более 4-5 часов. В этой связи наибольшие вопросы вызывают проекты, в результате которых время в пути остается более 5 часов (Хабаровск – Владивосток, стоимость 321,9 млрд руб., время в пути 6 часов 40 мин) либо уже сейчас время в пути составляет менее 4 часов (Москва – Ярославль, стоимость 120,8 млрд руб., время в пути планируется снизить с нынешних 3 ч 40 мин до 2 ч 30 мин).

В новой редакции Стратегии указывается, что повышение качества транспортно-логистических услуг должно происходить путем интеграции отдельных составляющих процесса перевозки в единую логистическую цепочку и предоставление клиентам комплексных услуг по перевозке грузов «от двери до двери» по принципу «одного окна».

«Совет потребителей в целом поддерживает идею повышения качества транспортно-логистической услуги, обозначенную в проекте Стратегии, ведь это один из наиболее эффективных инструментов роста клиентоориентированности транспорта, – отметил С. Мальцев. – В этом плане у отечественных компаний, в том числе холдинга «РЖД», есть куда развиваться, ведь сейчас наиболее сильные игроки этого рынка в России – это иностранные компании. Но, на наш взгляд, одновременно в проекте Стратегии должно быть закреплено положение, в соответствии с которым обязательным условием создания единой логистической цепочки и предоставления клиентам комплексных услуг по перевозке грузов «от двери до двери» по принципу «одного окна» является появление конкуренции в перевозочной деятельности».

Новая редакция Стратегии, как полагают эксперты совета потребителей РЖД, делает фактически невозможным проведение пилотных проектов по работе локальных перевозчиков и осуществление прямых частных инвестиций в перевозочную деятельность. В проекте необходимо развивать положения о создании конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок, так как это будет мотивировать создание конкурентного рынка транспортно-логистических услуг. Эксперты полагают, что деятельность конкурентно мотивированных частных перевозчиков станет механизмом реализации цели повышения привлекательности железнодорожного транспорта в межвидовой конкуренции на транспорте.

Эти и другие замечания вошли в экспертное заключение совета потребителей. Среди других рекомендаций Минтрансу при доработке проекта документа – дополнить его механизмом создания и принципами функционирования консолидированного вагонного парка (сейчас новации Стратегии по этой теме несут угрозы существованию института операторов подвижного состава); определить в Стратегии сферы, масштабы и границы применения государственного тарифного регулирования на железнодорожном транспорте по методу «затраты плюс» и по методу доходности инвестированного капитала «метод RAB»; указать в проекте документа источники и объемы финансирования строительства ВСМ, в том числе 900 км ВСМ в период до 2020 года с разбивкой по годам и др. Заключение совет потребителей представит в правительство и Минтранс в ближайшее время.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions