• Ставка на полувагон
    2168
    5.8 %
    руб./сут.
    апрель 2018
  • Индекс качества IV квартал 2017 г. - 67 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 61.32 0 EUR ЦБ РФ 75.65 0
    BTC 8879.09 usd BTC 545176.13 rub
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
08.09.2016 15:04:00
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Проблема определения границ рынка

Одна из задач, которую приходится решать исследователям или регуляторам при оценке характеристик товарного рынка и выяснении того, является ли он конкурентным, монопольным или олигопольным - в том числе, в случае доминирования трёх либо пяти субъектов - заключается в правильном определении рыночных границ. Неправильно выбранный масштаб взгляда на рынок может привести к ошибочным выводам и попыткам внедрить некорректные регуляторные стратегии.
Проблема определения границ рынка

Проблемы определения границ рынка


С одной стороны, если часть рынка окажется за пределами сферы внимания исследователей, то доли его участников неоправданно увеличатся, а сам объём рынка будет оцениваться как меньший по сравнению с существующим. Так, анализируя доли участия трамваев и троллейбусов в перевозках пассажиров, можно упустить рынок маршрутных такси, особенно, если часть из них не вполне легальна. В данном случае, это могут быть частные маршрутки, не учтённые регуляторами, но реально влияющие на уровень конкуренции.
С другой стороны, учитывая существование множества товаров-субститутов (взаимозаменяемых товаров), возможно расширение границ рынка в самом неожиданном направлении. Например, на рынке досуга заменой курсов по рисованию могут быть не другие рисовальные классы, а курсы по фехтованию или изучению иностранных языков.
На первый взгляд, применительно к сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом таких проблем не возникает: вот вам рынок перевозок в полувагонах, вот спрос – столько-то грузов, вот предложение – столько-то вагонов разных компаний. Кажется, что все это легко подсчитать и определить наличие или отсутствие конкуренции.

Существует ли рынок предоставления крытых вагонов?

Рассмотрим аналогичную задачу для рынка перевозок в крытых вагонах. Она также поначалу представляется несложной. На стороне предложения есть некоторое количество компаний, владеющих крытыми вагонами. Если компания одна – то это монополия, если две, три или более - то на рынке присутствует конкуренция - либо слабая, например, олигополия, либо сильная – при наличии множества игроков.
Исходя из этих условий кажется, что уровень конкуренции на таком рынке определить просто, и при желании даже можно найти на нем признаки коллективного доминирования, например, в том случае, если на три операторских компании приходится более 50% рынка или на пять - более 70%.
Но не всё так просто. Оказывается, для грузов, перевозимых в крытых вагонах, существуют и другие возможности перевозок, и с учетом этого факта мы можем наблюдать сразу два вида конкуренции – внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция: крытые вагоны и контейнеры

Под внутриотраслевой конкуренцией понимают конкуренцию внутри железнодорожной отрасли, например, между сегментами перевозок в крытых вагонах и контейнерах. Из рис.1 видно, что эти объёмы перевозок соизмеримы.
Рис1-Перв кр и конт 2012_2015.jpg
При углубленном анализе мы можем сравнить структуру спроса. Например, выяснить, отправителями каких конкретных товаров востребованы крытые вагоны и контейнеры, и убедиться в том, что для многих грузов перевозки в крытых вагонах и контейнерах являются взаимозаменяемыми (табл.1).
Табл_Грузы в КР и конт.jpg
Таким образом, с учетом взаимозаменяемости сегментов объем (а значит, и границы) рынка расширяются примерно в 1,7 раза – с 38,6 млн т до 67 млн т. Поясним, что для оценки рынка использовалась сумма объемов всех видов перевозок – внутригосударственные, экспорт, импорт и транзит по территории РФ.

Межотраслевая конкуренция: железнодорожники и автомобилисты

Но и это ещё не всё. Посмотрев на список грузов, перевозимых в крытых вагонах и контейнерах, мы можем убедиться, что эти же самые грузы активно перевозятся и автомобильным транспортом. Как известно, при измерении объемов автомобильного рынка не в тонно-км, а в тоннах отправление грузов примерно в пять раз превышает объёмы, перевозимые по железной дороге. Конечно, с точки зрения грузооборота на железнодорожный транспорт приходится относительно большая часть рынка - 45% от объема перевозок всеми видами транспорта или 87% без учёта трубопроводного. Но если рассматривать предъявляемые к погрузке (то есть отправленные) тонны (для исключения учета влияния средней дальности перевозок), то доля железнодорожного транспорта в структуре общей погрузки составит 16,3%, а если рассчитать ее без учёта трубопроводного транспорта (поскольку трубопроводы не являются конкурентами перевозкам в крытых вагонах), то доля железнодорожного транспорта в погрузке составит лишь скромные 19% против 78,8 % у автомобилистов (рис.2).

Рис2_Доли в погр Росстат.jpg

При этом необходимо иметь в виду, что количество хозяйствующих субъектов на автотранспорте по всем оценкам существенно больше, чем численность игроков на рынке крытых вагонов. Таким образом, в реальности исследуемый рынок существенно больше рынка крытых вагонов - и по объёму и по количеству участников. Соответственно, любые выводы о конкуренции, долях рынка, коллективном доминировании на нем и т.п., при игнорировании смежных рынков будут некорректными. Из всего вышеозначенного вытекает ещё один важный тезис. Зачастую, определение границ рынка – это задача, не имеющая корректного решения. Какие рынки следует рассматривать вместе, а какие раздельно, какие сегменты отсекать от анализа, а какие учитывать – все эти решения могут носить субъективный характер. Это не так страшно, пока в работу рынков не вмешивается государство, поскольку хозяйствующие субъекты, то есть грузоотправители, сами определят на каком рынке предъявлять свой спрос. Но как только вмешиваться в дело и формализовывать столь тонкие материи начинает государство, ошибки и неточности становятся неизбежными.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

ВТБ отменяет комиссию за снятие наличных средств с кредитных карт

ВТБ отменяет комиссию за снятие наличных средств с кредитных карт
С 20 по 25 апреля ВТБ проводит акцию, в рамках которой предоставляет клиентам возможность снимать средства с кредитных карт бесплатно в любых банкоматах.
РЖД-Партнер

Минэнерго России оценит влияние на электроэнергетический комплекс от санкций против Русала

Минэнерго России оценит влияние на электроэнергетический комплекс от санкций против Русала
Минэнерго России не видит значительных последствий от попадания компании "Русал" под санкции Минфина США, однако изучит потенциальные риски, сообщил журналистам замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, передает ТАСС.
РЖД-Партнер

РУТ МИИТ даст возможность сконцентрироваться на решении проблем, характерных для всей транспортной отрасли

РУТ МИИТ даст возможность сконцентрироваться на решении проблем, характерных для всей транспортной отрасли
Создание Российского университета транспорта позволит сконцентрировать внимание на исследовании проблем всего транспортного комплекса, об этом сообщил президент РУТ МИИТ Вадим Морозов в рамках круглого стола «Образование в сфере железнодорожного транспорта», проводимого редакцией журнала РЖД-Партнер.

  1. В ОАО "РЖД" предложили специализацию железнодорожных линий на грузовые и ускоренные пассажирские перевозки в качестве одного из возможных вариантов снижения нагрузки на перенапряженные участки сети. Поможет ли это повысить эффективность транспортировок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions