+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.10.2015 16:53:57
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Обзор основных событий транспортной отрасли (сентябрь 2015 г.)

События сентября текущего года окажут значительное влияние на развитие транспортной отрасли в будущем. Ключевыми решениями первого осеннего месяца стала продажа, а затем признание банкротства авиакомпании «Трансаэро» и введение Украиной пакета санкций в отношении российских транспортных предприятий.
 

Свободному небу осталось меньше месяца

Первого сентября стало известно о продаже «Аэрофлоту» 75% плюс 1 акция авиакомпании «Трансаэро». Данный шаг был одобрен на совещании о развитии авиапрома у первого вице-премьера Игоря Шувалова. При этом все обязательства «Трансаэро», в том числе перед пассажирами, а также сотрудниками компании, должны быть «безусловно выполнены». Передача «Трансаэро» «Аэрофлоту» будет происходить постепенно – в течение года.

В результате с 7 сентября «Трансаэро» оказалось под операционным управлением крупнейшего российского авиаперевозчика. Напомним, что «Трансаэро» испытывает финансовые трудности с осени 2014-го. Основными негативными факторами, повлиявшими на финансовое положение перевозчика, в компании в том числе называли санкции, снижение курса рубля, сократившее спрос, ограничение полетов через Украину. По данным МСФО за 2014 год, общие долговые обязательства «Трансаэро» составляли около 160 млрд руб., из которых на краткосрочные пришлось 81,2 млрд руб.

Однако оферта о выкупе акций компании была просрочена. И по итогам месяца, в течение которого в отрасли строили разные предположения относительного того, как отразится функционирование нового авиагиганта и монополиста на работе бизнеса, стало ясно, что «Трансаэро» нельзя удержать на плаву. В результате в конце месяца было принято очередное решение – на этот раз о банкротстве авиакомпании.

Российские компании не заметили украинских запретов

На минувшей неделе президент Украины Петр Порошенко утвердил расширенный список компаний и юридических лиц, подпадающих под санкции со стороны Украины. В транспортном сегменте санкционный лист пополнили порты Крыма, российские авиаперевозчики и ПГК. В отечественных компаниях отметили, что санкции не окажут влияния на их бизнес, так как территория Украины уже давно находится в слепой зоне транспортного бизнеса.

В качестве обоснования П. Порошенко заявил следующее: «Это решение о расширении санкций пребывает в четкой координации с нашими партнерами по Европейскому союзу, Соединенным Штатам Америки и иным странам, обеспечивающим надлежащую реакцию на аннексию Крыма и агрессию на Донбассе».

В транспортном сегменте введенные санкции распространились на порты Крыма – Керченский и Севастопольский. Содержание санкций – запрет или ограничение заходов иностранного флота (военного и гражданского). Напомним, еще в мае 2015 года Украина официально исключила все порты Крыма из перечня открытых для захода иностранных судов.


Кроме того, санкционный перечень охватывает также ряд авиакомпаний, в частности «Аэрофлот», «Донавиа», «Сибирь», «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «Якутию», «Ямал». Вид запрета – ограничение, частичная или полная остановка транзита ресурсов, полетов и перевозок над территорией Украины. Де-юре закрытие воздушного пространства Крыма и востока Украины выливается для государственной авиационной отрасли республики в серьезное снижение доходов. В то же время де-факто опрошенные российские авиакомпании уже давно не осуществляют полеты над территорией страны.


В частности, в списке имеется не летающая в Украину авиакомпания «Глобус», а также «Сибирь» и «Уральские авиалинии», «Вим-авиа», «Когалымавиа», Red Wings и «Газпром авиа». Кроме них, по неофициальным сведениям, над Украиной уже более года не совершают полеты «Аэрофлот», его «дочки», а также принятая в начале сентября под управление «Аэрофлота» вторая по величине российская авиакомпания «Трансаэро». Кроме этого, в санкционный перечень попали четыре авиакомпании, работающие на рынке деловых бизнес-перевозок: «Космос», «РусДжет», «Руслайн» и «Сириус-Аэро». В списке значатся и дочерняя структура грузовой авиакомпании «Волга-Днепр», и грузовой перевозчик «Атран», который также не совершает полетов над Украиной.

Любопытно, что в черном списке оказались и несуществующие организации, например «АК Барс Аэро», лишившаяся свидетельства эксплуатанта в январе 2015 года, или воронежская авиакомпания «Полет», прекратившая свою деятельность в декабре 2014-го.

Напомним, что после того, как самолет Malaysia Airlines был сбит 17 июля прошлого года, большинство не только российских, но и крупных мировых авиакомпаний запланировали рейсы своих самолетов так, чтобы избежать полетов над территорией Украины.

Железнодорожный транспорт в листе запретов представлен дочерней структурой российской Первой грузовой компании – ООО «ПГК в Украине», которая владеет 500 вагонами и оперирует еще 5 тыс. вагонов ПГК. В августе 2015 года руководство «Укрзализныци» определило Первую грузовую компанию перевозчиком железорудного сырья для Полтавского ГОКа и Днепровского металлургического комбината. Раньше эти предприятия обслуживали украинские железнодорожные операторы.

Обвал тенге отложил продажу

Совет директоров ПАО «ТрансКонтейнер» отложил продажу 50% АО «Кедентранссервис» (КТС). Такое решение было официально принято 25 сентября. Причина – в необходимости пересмотра сделки, которая потеряла актуальность в новых экономических условиях.

Директор по фондовому рынку и работе с инвесторами «ТрансКонтейнера» Андрей Жемчугов отметил ранее, что «условия, на которых в феврале было одобрено проведение этой сделки, стали неактуальными». В основном это связано с изменением экономической ситуации. По словам представителя компании, отказ от продажи доли в «Кедентранссервисе» не приведет к сокращению инвестпрограммы «ТрансКонтейнера», так как она не учитывала средства, которые могла бы получить от сделки. Между тем, по ряду оценок на начало 2015 года, за 50% акций казахстанской компании в «ТрансКонтейнере» могли бы получить более 3,5 млрд руб.

Однако экономический кризис существенно изменил ход событий. Как сообщалось ранее, Казахстан с 20 августа перешел к реализации новой денежно-кредитной политики, основанной на режиме инфляционного таргетирования и свободно плавающем обменном курсе тенге. В результате главной причиной для приостановки продажи стал фактически обвал тенге. Его девальвация на 30% сегодня влияет как на оценку «Кедентранссервиса», которая делалась в конце 2014-го при совершенно другом курсе, так и на саму финансовую модель КТС.

В «ТрансКонтейнере» сдержанно прокомментировали решение совета директоров, сообщив, что отмена продажи акций «Кедентранссервиса» на формирование Объединенной транспортно-логистической компании не окажет никакого влияния. «О переоценке активов также пока речь не идет», – говорят в компании.

Управление Крымской железной дорогой переходит к федеральной компании

Подразделение Минтранса России приступает к управлению Крымской железной дорогой (КрымЖД). Полностью передача компании в федеральное управление будет завершена. «Подразделение Минтранса России будет курировать работу подразделения Крымской железной дороги. Там есть санкционные вопросы, и РЖД напрямую не может это делать, – сообщил глава Крыма Сергей Аксенов. – Их задача – запустить, найти объемы работ. Сейчас они отслеживают все грузы и пассажиропотоки, которые с помощью железной дороги осуществляются на территорию Крыма».


Начальником КрымЖД уже назначен Виктор Ребец. «Новый начальник дороги у меня уже был, представился. Он будет непосредственно представлять федеральное ГУП», – сообщил С. Аксенов.


По его мнению, самым сложным у КрымЖД будет период до момента запуска моста через Керченский пролив. При этом с федеральной структурой уже есть договоренность о сохранении рабочих мест и зарплаты на предприятии.

«По большому счету мы понимаем, что нам надо пройти этот период до окончания строительства моста. Когда мост будет построен, железная дорога станет работать в полном объеме», – отметил С. Аксенов.

Сегодня власти Крыма приняли в собственность республики все железнодорожное имущество Севастополя, включая вокзал и транспортную инфраструктуру. После проведения всех процедур по объединению дорог КрымЖД будет передана в федеральное управление. В этом году на финансирование предприятия, деятельность которого ограничена территорией полуострова, выделено 4,2 млрд руб. Штат КрымЖД – около 12 тыс. человек.

Лизинговые компании ВТБ и Сбербанка пытаются взыскать долги железнодорожных операторов через суд

Лизинговые компании стали взыскивать долги с операторов через суды. Два иска – в конце августа и середине сентября – на 127 млн и 38 млн руб. соответственно подал «Сбербанк Лизинг» к оператору «ЗапСиб-Транссервис». «ВТБ Лизинг» подал два иска к «СИБУР-Трансу» еще летом и уже вернул 38 млн руб. долгов. Еще 28 млн руб. «ВТБ Лизинг» требует с «Сибхимтранса» и «ЗапСиб-Транссервиса».

Всего «ВТБ Лизинг», «ВЭБ-лизинг» и «Сбербанк Лизинг» сдали в аренду вагоны примерно на 200 млрд руб., подсчитал сотрудник одной из лизинговых компаний.

Лизинговые компании давно пытаются решить проблему долгов операторов. По словам источников, некоторые платежи задерживаются больше года. Еще прошлой зимой гендиректор «ВЭБ-лизинга» Вячеслав Соловьев предлагал тогдашнему президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину решить проблему избытка парка и ввести запрет на продление срока службы старых вагонов, а «ВЭБ-лизинг» даже хотел передать вагоны в управление монополии или ее структурам.

Доходность полувагонов сейчас меньше 400 руб., а минимальная ставка по лизинговым контрактам – около 900 руб., напоминают эксперты. Лизингодатели при этом не могут забрать вагоны: при таких ставках они будут генерировать только убытки. В то же время массовых исков ждать не стоит, считают аналитики: долги крупных операторов, как правило, реструктурируются. К примеру, иски к «ЗапСиб-Транссервису», скорее всего, связаны с поиском нового инвестора для оператора – кредиторы пытаются обезопасить себя, считают они.

Франция и Египет согласовали условия продажи «Мистралей» Каиру

Президент Франции Франсуа Олланд согласовал со своим египетским коллегой Абдул-Фаттахом Ас-Сиси условия продажи Каиру не поставленных России вертолетоносцев «Мистраль». В Париже заверили, что при продаже вертолетоносцев Египту французская сторона не понесет финансовых потерь. О сумме сделки пока не сообщается. В настоящее время в Париже находится египетская делегация, задача которой заключается в согласовании деталей контракта о покупке «Мистралей».

Ранее сообщавшие об этих переговорах французские СМИ отмечали, что эти корабли могут быть размещены в Красном и Средиземном морях для последующей возможной интервенции в Ливию и Йемен.


В начале августа президент России Владимир Путин и Ф. Олланд поставили точку в вопросе о судьбе двух вертолетоносцев, который стороны пытались решить почти на протяжении года. В тот день сначала на расчетные счета одного из банков, а потом уже в Федеральное казначейство РФ было переведено более €1 млрд компенсации (€950 млн за отказ поставлять пару кораблей и €67,5 млн – за кормовые части).


Также во Франции уже начался демонтаж оборудования, которое Париж должен вернуть российским производителям. Предполагается, что на эти работы потребуется до полугода, а стоимость самого оборудования оценивается в €50 млн.

Напомним, Франция заключила с Россией контракт на строительство двух вертолетоносцев типа «Мистраль» для российского Военно-морского флота летом 2011-го. Первый корабль, «Владивосток», спущенный на воду почти два года назад, Франция должна была передать РФ в 2014 году. Второй вертолетоносец, «Севастополь», Франция планировала поставить российской стороне во второй половине 2015-го. Однако еще осенью прошлого года Париж объявил, что решил отложить передачу вертолетоносцев России, мотивировав это «ситуацией в Украине».

Мария Шевченко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions