+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.03.2024 12:01:34
Разное / Новости
РЖД-Партнер

На пути к модернизации: как изменился рынок труб б/у после госрегулирования

12 лет назад сразу в нескольких регионах Санкт-Петербурга прорвало теплотрассы. Прогремевшее на всю страну «трубное дело» и другие скандалы побудили государство усилить борьбу с фальсификатом на рынке металлопроката повторного применения. О том, как менялся этот рынок, о его специфике и объемах сбыта рассказывает коммерческий директор «ТрансЛомМаркет» Александр Гузенков.
На пути к модернизации: как изменился рынок труб б/у после госрегулирования
Рынок труб б/у возник в России в 1990-х годах. Тогда цены на новую стальную трубу стали расти, в 1991 году в 3,4 раза, в 1995 году — в 3,3 раза, а в 1996-1999 годах — в среднем на 58,5% год к году. При этом объемы производства в 1990 году упали с 11,9 млн тонн до 5 млн тонн в 2000 году. В связи с этим возник спрос на трубы повторного применения, прежде всего, в таких отраслях, как строительство и ЖКХ, а также для поставок на горно-обогатительные комбинаты.

Как говорят участники рынка, тогда люди всеми правдами и неправдами ездили в поля и приобретали трубы по цене металлолома. После чего трубопроводы демонтировали и перепродавали в качестве лома или труб б/у, а некоторые участники рынка восстанавливали и реставрировали внешний вид трубы и продавали под видом новой. В результате этого к 2017 году в России сложился специфичный «серый» рынок трубного проката повторного применения с оборотом более, чем 1 млн тонн в год.

Период перестройки процессов

Ведущие нефтегазовые компании первыми начали официально продавать трубы б/у. Среди них «Газпром», «Транснефть» и другие вертикально-интегрированные нефтяные компании.
Около 15% труб повторного применения нефтегазовые компании использовали для собственных нужд, 85% — продавали на конкурсах или единственному покупателю за 1-5 тыс. рублей за тонну. Тогда как фактическая стоимость на 2017 год составляла 15 тыс. рублей. После чего трубы б/у попадали к компаниям, которые специализировались на демонтаже и сбыте лома, а также на восстановлении и реставрации.

Из общего объема в 1 млн тонн труб б/у делали 40% «новых» , 40% — б/у, а в лом на переплавку уходило около 20%. Из-за этого российский рынок новых труб столкнулся с фальсификатом: трейдеры под видом новых сбывали восстановленные трубы б/у. В результате помимо потерь доходов госбюджета от разнообразных «черных» и «серых» схем ведения бизнеса страна столкнулась с прямым ущербом от последствий неправильной эксплуатации труб повторного применения.

В 2012 году прозвучало громкое «трубное дело» в Санкт-Петербурге, когда прорвало теплотрассы в разных районах города. Как выяснило следствие, во время реконструкции теплотрасс в 2010-2011 годах вместо новых труб использовали трубы повторного применения. Еще одно громкое дело — строительство нефтеналивного терминала в Усть-Луге, когда подрядчик поставил «Транснефти» трубы, бывшие в употреблении, в качестве новых. Эти скандалы заставили российское государство заняться регулированием рынка труб повторного применения.

Подход современной России

Государственное регулирование рынка — это процесс вовлечения неформальной или теневой деятельности в регулируемый оборот, в котором сотрудники и бизнес начинают платить налоги и сборы, а также соблюдать требования государственных стандартов — ГОСТов, СНиПов и другие регуляторные условия. Этот процесс был достаточно длительным и начался с проработки нормативной базы.

В 2013 году Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии приняло ГОСТ Р 55934-2013 «Трубы стальные для повторного применения. Правила приемки и маркировки». Документ зафиксировал использование труб б/у в соответствии с требованиями безопасности федеральных законов и сводов правил. Это также поспособствовало обеспечению охраны окружающей среды при эксплуатации стальных труб б/у.

В 2017 году изменения коснулись и 13 СНиПов в области стальных конструкций, гидротехнических сооружений и ЖКХ. При водоснабжении, водоотведении, газоснабжении прямо запретили использовать трубы б/у.

И наконец, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования издала приказ №242 от 22.05.2017, который отнес трубы, бывшие в употреблении, к отходам IV класса опасности. С этого момента любая деятельность с б/у трубами подпадает под обращение с отходами производства IV класса опасности и требует наличия лицензии.

После принятых мер б/у трубы стало невозможно использовать в двух третях случаев, что привело к существенному уменьшению сферы их применения. Росприроднадзор утвердил технологию утилизации металлосодержащих отходов. В результате вышеперечисленных мер появился рынок, на котором работают компании нового типа, торгующие сертифицированным товаром по прозрачным контрактам со всеми необходимыми налоговыми выплатами. До 40–60% труб б/у теперь идёт в лом на переплавку, 20–40% — для неответственных строительных работ и только 20% труб восстанавливается и реставрируется для вторичного использования в соответствии с ГОСТ Р.

При этом бизнес-процессы стали безопаснее для потребителей. Например, сформировалась налоговая база: в настоящий момент основная часть транзакций проводится в безналичной форме, тогда как раньше компании приобретали трубы за наличные по цене металлолома. Ответственные компании имеют лицензии, чтобы работать с отходами IV класса опасности, расширяют SKU и развивают филиальную сеть.

Бесспорно, ещё есть игроки, позволяющие себе работать в «серую», но все ключевые представители рынка выстраивают прозрачные процессы ведения бизнеса.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions