+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.09.2015 15:14:42
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Армения: транспортный аутсайдер

Девять месяцев назад Армения и Иран подписали соглашение о строительстве железной дороги. Тогда казалось, что эти договоренности взаимовыгодны для обеих стран: как для Армении с закрытыми границами с Азербайджаном и Турцией, так и для Ирана, ущемленного санкциями. Однако сейчас, когда санкции могут быть сняты, Иран может выйти из проекта, стоимость которого – $3,7 млрд, а у Армении без помощи партнера таких денег нет.
 

Без интереса

Правительство Армении не учло, что сейчас Иран и Азербайджан также ведут переговоры о создании железнодорожного сообщения. И эта ветка будет иметь такие же функции, как и предполагаемая магистраль Иран – Армения. Поэтому если Иран организует сообщение с Азербайджаном, надобность в маршруте до Армении отпадет. И цена имеет значение – стоимость магистрали до Азербайджана оценивается всего в $400 млн.


При этом стоимость – не единственное преимущество. Отправка товаров из Ирана в Россию через Армению будет достаточно сложной процедурой, так как последняя не имеет прямого железнодорожного сообщения с РФ. Во втором случае поезда напрямую будут прибывать в Россию из Азербайджана.


Напомним, что область Нагорного Карабаха Азербайджана и некоторая прилегающая территория находились под контролем армянских солдат и этнических армянских групп с конца шестилетней сепаратистской войны в 1994 году. В 1993-м, перед перемирием, Турция закрыла свою границу с Арменией в знак солидарности с Азербайджаном. Граница с Азербайджаном также была закрыта, оставив Армению в изоляции.

В ноябре 2014 года министр дорог и городского развития Ирана Аббас Ахунди сообщил, что Иран подписал меморандум о взаимопонимании с Арменией по строительству железной дороги. Он отметил, что, согласно документу, Армения продлит свою инфраструктуру до города Джулфа в Иране. В то же время министр энергетики Ирана Хамид Читчиян подтвердил, что страны планируют совместную работу в рамках различных проектов, в том числе в части создания альтернативной энергии и добычи полезных ископаемых. В этом году на саммите БРИКС в Уфе президент Армении Серж Саргсян призвал инвесторов принять участие в проекте, но никто так и не выразил своего интереса.

Конкурент наращивает обороты

Шесть месяцев назад Северо-Кавказская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», управляющая железными дорогами Армении в соответствии с соглашением о концессии, которое было заключено в 2008 году на 30 лет, объявила на саммите в Тбилиси, что уже потратила $245 млн в период 2009–2014 гг. на модернизацию инфраструктуры в Армении. РЖД выступили против строительства железной дороги Армения – Иран. Экс-глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин отметил, что железная дорога Армения – Иран не имела никаких перспектив.

Заместитель министра международной экономической интеграции и реформ Республики Армении Сурен Караян, в свою очередь, заявил, что приготовления к строительству идут полным ходом. С. Караян сообщил, что оно могло бы начаться в 2016 году и закончиться в 2022-м. По его словам, стоимость на тот момент оценивалась в $3,2 млрд. Около 60% этих средств должны были быть получены от дубайской инвестиционной компании Rasia, которая предложила профинансировать проект еще в 2014 году.


Но пока Армения только наблюдает за тем, как наращивает торговые обороты конкурент – Азербайджан в рамках транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия (TRACECA). Напомним, TRACECA – транспортная программа международного сотрудничества между ЕС и Восточной Европой, Южным Кавказом и Центральной Азией. У проекта есть постоянный секретариат в Баку, финансируемый Европейской комиссией, и региональное отделение в Одессе. С 2009 года он полностью финансируется своими государствами-участниками.


В то время как внешняя торговля Армении идет не очень гладко, Азербайджан в рамках TRACECA действует весьма успешно. Государственный статистический комитет Азербайджана сообщил, что объемы, транспортируемые через Евразийский транспортный коридор по территории Азербайджана в январе – феврале 2015 года, составили 9,1 млн т, то есть на 1,6% больше, чем за аналогичный период 2014-го. В резюме комитета говорилось, что автомобильный транспорт составлял 54,1% суммарного объема транспортируемого груза, железная дорога – 31%, морской транспорт – 14,9%. Кроме того, 53,8 млн пассажиров путешествовали по коридору TRACECA в январе – феврале 2015 года (на 7,9% больше, чем за аналогичный период 2014 г.). Доходы Азербайджана от перевозки грузов через коридор TRACECA составили $80,1 млн (на 8,6% больше, чем за аналогичный период 2014 г.).

Жертва блокады

Геостратегическое положение Азербайджана и дальше будет усиливаться, в том числе и благодаря открытию ключевого участка развивающейся евразийской железнодорожной сети вдоль исторического Великого шелкового пути – Баку – Тбилиси – Карс (БТК). Его стоимость – $613 млн. Пропускная способность этого маршрута составит 17 млн т груза в год. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган на бизнес-форуме в Пекине этим летом объявил, что первый испытательный поезд по маршруту пересек турецкую территорию 30 июля.

Интерес к БТК выражают и другие страны. В декабре 2014-го посол Казахстана в Азербайджане Амангельды Жумабаев отметил, что его страна заинтересована в этом маршруте. «Для нас очень важно иметь доступ на иностранные рынки, – сказал он. – Мы можем поставлять не только нефть и природный газ, но и другую продукцию. БТК – хорошая возможность для нас. Согласно нашим данным, объемы грузооборота на этом маршруте составят 16 млн т в год. И мы хотим, чтобы наши грузы тоже вошли в это число».

Китай также интересуется БТК. В прошлом ноябре азербайджанский министр транспорта Зия Мамедов сказал, что китайское Министерство железнодорожного транспорта гарантировало транспортировку 10 млн т груза в год по этому маршруту. Афганистан тоже присматривается к БТК. В марте министр иностранных дел Афганистана Зарар Ахмад Османи выразил заинтересованность в продлении маршрута до Афганистана через Каспийское море.

Азербайджан сегодня активно инвестирует в развитие водных путей. Международный паромный терминал в городе Алате, в 40 милях к югу от Баку, уже начал работу, а морской порт Баку приступил к модернизации. Его пропускная способность постепенно будет расти до 25 млн т грузов и 1 млн контейнеров в год.

По словам главы железных дорог Азербайджана Арифа Аскерова, Армения также может принять участие в развитии БТК, но только после того, как будет улажен конфликт в Нагорном Карабахе. Бывший глава Армянского ЦБ Баграт Астарян заметил, что Армения сегодня находится в блокаде, страна потеряла прямую связь с главными торговыми партнерами – Европой и Россией. И власти, по его мнению, должны задуматься, стоит ли территория Нагорного Карабаха дальнейшего будущего страны.

Кристина Александрова

по материалам портала Silk Road Reporters
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions