На заседании межведомственной комиссии по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте под председательством главы Минтранса Игоря Левитина в пятницу были рассмотрены предложения по созданию ВГК.
Участники заседания отметили целесообразность распределения вагонов между "Первой грузовой компанией" (ПГК) и создаваемой ВГК, исходя из принципа равного разделения вагонов по типам для создания конкурентных условий на рынке.
Предусмотрено, что при создании "Второй грузовой компании" частные компании-операторы и другие собственники вагонов, получат возможность по желанию войти в состав акционеров компании путем внесения в уставной капитал собственного парка вагонов.
В ходе совещания отмечено, что с учетом перевода практически всех вагонов инвентарного парка ОАО "Российские железные дороги" (РТС: RZHD) (РЖД) в разряд приватного, необходимо формировать новую нормативную базу, которая, с одной стороны, позволяла бы повысить эффективность использования вагонного парка и мощностей инфраструктуры, а с другой стороны, не нарушала принципов конкуренции на рынке и доступности услуг инфраструктуры.
Для формирования равных тарифных условий при перевозках в вагонах различной принадлежности необходимо совершенствование тарифной политики в части вагонной составляющей, с учетом сближения стоимости порожнего пробега вагонов из-под грузов первого и третьего классов, а также учета по факту изменившегося коэффициента порожнего пробега универсальных вагонов.
Также на заседании комиссии был рассмотрен вопрос создания совета рынка в сфере грузовых железнодорожных перевозок, где уже сейчас достаточно развита конкуренция, сформировано большое количество частных компаний операторов.
Поэтому, как отмечается в сообщении Минтранса, актуальным стал вопрос о формировании единого органа, консолидирующего позиции участников рынка и имеющего возможность квалифицированно представлять эту позицию в государственных органах власти и в международных организациях.
При отсутствии у владельца инфраструктуры собственного вагонного парка неизбежно встанет вопрос разделения ответственности по вопросам безопасности движения и сохранности вагонного парка. В результате владелец инфраструктуры будет предъявлять повышенные требования к вагонам, а владелец подвижного состава предъявлять претензии к технологии и качеству работы инфраструктуры. Для разрешения этого вопроса необходима разработка национальных стандартов и других нормативных документов с учетом соблюдения паритета интересов всех участников.
Однако, как отмечается в сообщении, взаимодействие на рынке перевозок не во всех вопросах может быть урегулировано нормативными документами, издаваемыми государственными органами, и в связи с этим встает вопрос о формировании саморегулируемой организации в этой сфере. Такая организация должна выработать внутренние стандарты для ее участников в вопросах совместного взаимодействия, в том числе в вопросе управления и взаимозаменяемости парков вагонов, взаимодействия с грузоотправителями и перевозчиками.
Данной организации в последующем могут быть переданы определенные государственные контрольные функции.
Межведомственной комиссией была поддержана идея создания Совета рынка, действующего, на первом этапе, в качестве некоммерческой организации, а в дальнейшем получающего статус саморегулируемой организации.
Как сообщалось ранее, целевой моделью рынка железнодорожных транспортных услуг, одобренной правительством в мае 2007 года, предусмотрено функционирование к 2010 году двух грузовых компаний-операторов, созданных на базе инвентарного парка вагонов РЖД. Целевой моделью определено, что ПГК, созданная в прошлом году, должна иметь парк до 260 тыс. вагонов, в настоящее время в ее распоряжении находится около 200 тыс. вагонов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.