Причина – критическое положение, сложившееся в хозяйственной деятельности государственных предприятий - наиболее крупных представителей государственного транспортного комплекса Украины (ГП "Укрзализныця" и морские торговые порты) ввиду вошедшего в действие 17 марта т.г. в силу Закона Украины "О внесении изменений в закон Украины "О закупке товаров и услуг за государственные средства" и другие законодательные акты Украины".
Согласно внесенным изменениям, ликвидировано право предприятий на самостоятельное заключение договоров на закупки, а также на самостоятельное определение процедуры и процесса заключения и исполнения сторонами обязательств по указанным договорам. Введен в действие единый для всех предприятий тендерный порядок закупки товаров, а для портов – также работ и услуг, что усугубило ситуацию в портовой сфере, где оказание услуг являются основной хозяйственной деятельностью.
Под новый порядок подпадают контракты стоимостью свыше 30 тыс.гривен (свыше $6 тыс.) – фактически, весь массив соответствующей договорной деятельности "Укрзализныци" и портов в хозяйственной сфере. Полномочия по координации в сфере госзакупок переданы от Минэкономики и Тендерной палаты Украины Антимонопольному комитету. Контролирующими структурами определены парламент, Счетная палата, Тендерная палата, Госказначейство, КРУ, Минагрополитики, Госкомстат, СБУ и правоохранительные органы.
Согласно оценке АМКУ, внедрение нового порядка явилось фактором, ухудшающим условия осуществления предприятиями хозяйственной деятельности, а в ряде случаев - фактором риска (при необходимости принятия срочных мер, в т.ч. в сфере ремонта). Для улучшения ситуации ведомство инициирует внесение ряда законодательных корректив, основными из которых выступают: повышение порогового уровня объема договоров, подпадающих под тендерный порядок; исключение из Закона т.н. "аварийных случаев", требующих срочного заключения договора (согласно новому порядку, срок тендерной процедуры – 45 суток).
Указанные инициативы АМКУ предприняты, в т.ч., по итогам рассмотрения обращения в Кабмин Украины руководства Ассоциации "Укрпорт", указавшей, в частности, на несоответствие нового порядка требованиям Конституции Украины, а также ряду положений Гражданского и Хозяйственного кодексов (в части ущемления права портов самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность). Как указано в ответе АМКУ "Укрпорту", проект изменений в Закон подготовлен с учетом предложений последнего (по исключению факторов, не соответствующих существующему законодательству и нормам коммерческой, в т.ч. международной, практики).
Владимир Каткевич
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.