В Женеве состоялся семинар по проблемам международной торговли зерном. В ходе заседания, в частности, был затронут вопрос о возможностях России в данной области, и была поставлена под сомнение перспектива страны "быть стабильным, предсказуемым экспортером зерна в ближайшие 5 лет". В МПС России сочли приведенную аргументацию недостаточно обоснованной, передает Интернет-агентство министерства.
Россия буквально за год переориентировалась с импорта в основном западного зерна на экспорт зерна собственного. Однако инфраструктуры портов оказались не готовы принять и выгрузить увеличивающийся экспортный поток зерна.
В связи с многочисленными обращениями глав администраций регионов и в целях поддержания отечественных товаропроизводителей Министерство путей сообщения РФ направило в Правительство предложение снизить грузовые железнодорожные тарифы на перевозки зерновых грузов урожая текущего года. Эта инициатива министерства была поддержана Рабочей группой по вопросам текущей тарификации, и с 19 сентября было введено сезонное снижение действующих тарифов до конца 2002 г. на 20% за расстояние, превышающее 200 км. В связи с увеличением объемов урожая, соответственно, возрос и объем экспортных потоков российского зерна.
Такой шаг МПС был сопряжен с существенными для самих железнодорожников финансовыми потерями, которые на настоящее время составляют 235 миллионов рублей. Помимо этого действует еще одна дополнительная скидка в размере 50% за перевозки на расстояние, превышающие 3 тыс. км, которая распространяется на перевозки в Республику Саха, Читинскую область, Приморский и Хабаровский края, отдаленные районы Крайнего Севера.
Однако реализация экспортного зерна повлекла за собой серьезные проблемы его выгрузки в портах, и как следствие - длительные простои вагонов в ожидании приема припортовыми элеваторами. Так, в порту Новороссийска в ноябре и декабре ежесуточно в ожидании приема под выгрузку простаивают более 1200 вагонов или 28 составов, которые брошены на подходе к станции Новороссийск и используются как бесплатный склад на колесах. Имея льготные тарифные условия, экспортеры зерна переориентировали потоки российского зерна в порты Украины, Эстонии, Латвии, Литвы.
В Женеве почему-то не был упомянут тот факт, что именно снижение российских железнодорожных тарифов дало возможность экспортерам зерна преодолевать значительные расстояния до самых дальних морских портов. Был обойден вниманием и тот факт, что портовые сборы на Украине в 2-3 раза ниже российских. В результате, на сегодняшний день в украинских портах скопилось более 6 тыс. вагонов с российским зерном. Ситуация осложняется еще и длительным процессом таможенного оформления грузов. Составы вынуждены простаивать до 20 дней. Из-за подобных заторов МПС России приходится отказывать грузоотправителям в дополнительных перевозках зерна.
Но несмотря на все эти трудности, МПС России только с начала года перевезло более 18,3 млн. тонн зерна. В ноябре объем перевозок возрос на 48%, а в декабре ожидается прирост объемов до 55%. Для сравнения - в 2001 г. было перевезено в общей сложности 14 млн. тонн зерна. Таким образом, прирост составил уже 31% к уровню прошлого года.
С учетом рекордных объемов нынешнего урожая зерна, когда переизбыток составил 20 млн. тонн, подобные объемы перевозок за 11 месяцев текущего года наглядно демонстрируют, что потенциал российских железных дорог может быть важным элементом стабильного роста российского экспорта, а не его тормозом.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.