+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.08.2018 17:22:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Положения комплексного экологического разрешения требуют доработки

Согласно п. 10 ст. 31.1 Федеральному закону от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ (Закон о наилучших доступных технологиях – НДТ), комплексное экологическое разрешение (КЭР) должно содержать:
(1) Технологические нормативы;

(2) Нормативы допустимых выбросов и/или сбросов высокотоксичных веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах и/или сбросах загрязняющих веществ;

(3) Нормативы допустимых физических воздействий;

(4) Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

(5) Требования к обращению с отходами производства и потребления;

(6) Согласованную программу производственного экологического контроля;

(7) Срок действия комплексного экологического разрешения.

Принято считать, что технологические нормативы составляют суть информационно-технических справочников наилучших доступных технологий (ИТС НДТ), которые достаточно жестко регламентируют показатели удельных выбросов/сбросов/образования отходов и энергопотребления.

В каждом справочнике есть обязательные приложения. Одно из них – перечень НДТ (приложение 1), а другое – перечень технологических показателей, соответствующих НДТ (приложение 2). Предприятие самостоятельно устанавливает технологические нормативы в соответствии со справочником и включает их в состав заявки на КЭР.

При подаче заявки сначала необходимо подтвердить, что технологические показатели соответствуют значениям, указанным в приложении 1 ИТС НДТ, и затем доказать, что производство соответствует требованиям, указанным в приложении 2, а именно – на предприятии есть система экологического и, возможно, энергетического менеджмента.

Там, где таких систем нет, их надо будет создавать, поддерживать и развивать с помощью специализированных организаций, провести сертификацию производства. Какие здесь ждут сюрпризы – пока неизвестно, но траты предстоят значительные. Но и это не главная проблема.

Справочники НДТ имеют статус нормативного документа, входящего в перечень документов по стандартизации согласно федеральному закону от 29.06.2015 г. № 162 «О стандартизации в Российской Федерации». На основании ИТС НДТ устанавливаются требования, обеспечивающие экологический контроль за их выполнением. Ведь значения технологических нормативов должны стать той границей, за превышение которой следует многократное увеличение природоохранных платежей, даже если показатели могут соответствовать нормативам допустимых выбросов и/или сбросов загрязняющих веществ, рассчитанным на основе предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Это позволяет искусственно создать ситуацию, когда предприятие, неспособное обеспечить соблюдение технологических нормативов в соответствии со Справочником НДТ, вынуждено будет снизить удельные выбросы и/или сбросы, что может иметь существенные технологические, а зачастую – неприемлемые экономические ограничения производства. Этот вопрос требует разъяснения и решения.

Второй пункт КЭР касается нормативов допустимых выбросов и/или сбросов загрязняющих веществ, которые рассчитываются только для веществ I и II класса опасности. А как быть с веществами III и IV классов опасности, также присутствующих в составе выбросов и/или сбросов? Подразумевается ли, что объекты I категории, но не имеющие в составе выбросов и сбросов веществ I, II класса опасности, выпадают из нормирования воздействия вообще?

Как быть со ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой нормативы допустимых выбросов/сбросов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов? Закон не выделяет классы опасности нормируемых веществ и здесь очевидная нестыковка требований.

Далее, в составе заявки необходимо предоставить расчеты нормативов допустимых выбросов и/или сбросов загрязняющих веществ. В действующей системе регулирования расчеты нормативов согласовывают и утверждают уполномоченные природоохранные органы в течение 30–45 дней (по каждому виду воздействия).

Согласно п. 7 ст. 31 № 219-ФЗ («Закон об НДТ») уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий выдачу КЭР, размещает заявку на ее получение на своем официальном сайте для публичного рассмотрения. Никакой информации о процедурах согласования расчетов нормативов допустимых выбросов и/или сбросов загрязняющих веществ закон не дает и вопрос о переходе расчетов в статус нормативов остается открытым.

Кто согласовывает и утверждает эти расчеты в КЭР или вне КЭР? Кто несет ответственность за правильность расчетов и дальнейшее их использование в оценке экологической ситуации, разработке тома предельно допустимых выбросов на границе санитарно-защитной зоны вблизи населенного пункта? Кто разрешает и разрешает ли осуществлять выбросы и/или сбросы в пределах нормативов и лимитов для загрязняющих веществ III и IV классов опасности на объектах I категории?

И главный вопрос, связывающий пункты 1 и 2 КЭР – как взаимосвязаны нормативы допустимых выбросов и/или сбросов и технологические нормативы в одном разрешительном документе?

Третий пункт КЭР касается нормативов допустимых физических воздействий. Мы все знаем, что к физическим воздействиям относятся шум, вибрация, ионизирующее излучение, температурные и другие физические факторы. Но № 219-ФЗ, как, собственно и № 7-ФЗ, не содержат никакой информации о том, какие именно нормативы допустимых физических воздействий должны включаться в КЭР. Нет даже ссылки, что делает это требование обязательным для всех предприятий, подразумевая, очевидно, что все виды физических воздействий там должны быть.

Но кто-нибудь когда-нибудь рассчитывал такие нормативы и по каким официальным методикам, разработанным и утвержденным природоохранным регулятором? Кто проверяет правильность расчетов в КЭР и их соответствие санитарно-гигиеническим нормам? Какой природоохранный орган уполномочен согласовывать или даже рассматривать такие нормативы? Разрешения на допустимое физическое воздействие не требовалось, полномочия по экологическому контролю за такими воздействиями не устанавливались. Требование о включении нормативов физических воздействий в составе КЭР обнажило проблему. Тем более непонятную в виду того, что в заявке на получение КЭР (см. п. 3 ст. 311 № 219-ФЗ) о расчетах нормативов физические воздействия не упоминается.

Четвертый и пятый пункты КЭР – нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР) и требования к обращению с отходами производства и потребления. По нормативам и лимитам вопросы стандартные – сохраняется ли традиционная процедура согласования и утверждения НООЛР при включении их в КЭР? По поводу требований к обращению с отходами также есть вопросы.

Требования в сфере обращения с отходами есть, как общие (ст. 51 № 7-ФЗ), так и частные, детальные (Глава 3 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления»). Какие именно требования будут выбраны в КЭР неизвестно, и чем они будут отличаться от тех, что составляют основу НООЛР? Будет ли инициатор деятельности заранее оповещен о таких требованиях, соотносятся ли требования с конкретным производственным процессом?

Шестой пункт КЭР – программа производственного экологического контроля (ПЭК). Здесь все на первый взгляд понятно. Делаем программу сами и для себя. Утверждаем, но ни с кем не согласовываем. По итогам года делаем отчет и до 25 марта текущего года направляем отчет в уполномоченный природоохранный орган.

Но некоторые аспекты требований к ПЭК вызывают вопросы. И дело не только в проблеме оснащения источников выбросов/сбросов автоматическими средствами измерения и учета объема или массы и концентрации загрязняющих веществ, а также в технических средствах фиксации и передачи информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга. Речь о другом не менее запутанном вопросе.

В проекте приказа Минприроды России «Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методических рекомендаций по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» в состав производственного экологического контроля включены в том числе обязательства предприятий по контролю за численностью и местами обитания объектов животного и растительного мира.

В отчет по ПЭК должны быть включены:

* Русские и латинские наименования для каждого объекта животного и растительного мира;

* Описание границ мест их обитания с указанием муниципальных районов (образований) согласно карте-схеме зоны воздействия объекта на окружающую среду;

* Площадь мест обитания объектов животного и растительного мира, находящаяся в границах зоны воздействия объекта на окружающую среду;

* Результаты проверки исправности технических устройств и оборудования, служащих для предотвращения гибели объектов животного мира и оценки эффективности принятых мер по сохранению объектов животного и растительного мира.

Как правило, описание биоразнообразия на территории размещения промышленного предприятия дается при проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании предприятия. Иных требований по контролю за состоянием и детальным описанием биоразнообразия к хозяйствующему субъекту в законодательстве нет.

Трудно представить процедуру описания каждого объекта животного и растительного мира и границ мест их обитания для предприятий, построенных 30–50 лет назад и имеющих огромные промзоны. И не менее важен ответ на вопрос: что подразумевает регулятор под зоной воздействия объекта на окружающую среду? Определение зон воздействия в законодательстве отсутствует.

Решение о выдаче КЭР в большей мере зависит от позиции уполномоченного органа и неопределенного круга заинтересованных лиц. Хотелось бы знать, кто эти лица. А отсутствие конкретики и открытости в отношении требований как к заявке, так и к самому КЭР создает новую и многообещающую область для коррупции.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions