+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.11.2016 15:00:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Острая топливная недостаточность «Укрзализныци»

По оценке руководства ПАО «Укрзализныця», срывы обеспечения топливным ресурсом для производственной деятельности являются следствием и отражением более общей проблемы – многолетней системы злоупотреблений, сложившейся в государственной железнодорожной отрасли.

Дизельгейт

О масштабах злоупотреблений в системе оборота топлива открыто заговорил глава правления ПАО «УЗ» Войцех Бальчун. «Картинки повседневности компании, пребывающей в кризисе, анализ фактов дают представление о масштабах и способах злоупотреблений и хищений. 5 месяцев – миллион долларов. 7–8 тонн солярки ежедневно – налево. Прямо из тепловоза – в канистры. Машинист, помощник машиниста – в деле. Или непосредственно в депо – прямо в бензовоз», – сообщил В. Бальчун. Как уточнил руководитель, система хищений является разветвленной и устойчивой, в частности, практика депо подтверждает иерархический характер данных злоупотреблений. «Тут ранг уже высших начальников. Конкретные прайсы: начальник депо – 500 тыс. гривен ежемесячно; молчание работника ВОХР – 500 гривен за одну поездку. Миллион гривен – за восстановление в должности начальника депо. Еще миллион ежемесячно – за невмешательство», – перечислил глава правления.

В ходу различные способы организации хищения топлива, идущего на потребности локомотивной тяги: выведение из строя средств контроля и защиты теплового режима дизеля, слив топлива из тепловоза на ходу. «Организованная, продуманная, наглая система. Задействованы все – железнодорожники, местные правоохранители и бандиты, скупщики топлива», – констатировал В. Бальчун. В компании инициировано выявление и пресечение хищений, однако эта работа идет с серьезными трудностями вплоть до угроз и давления на сотрудников. Тем не менее организованные в системе УЗ так называемые мобильные группы уже дают определенные результаты. Так, экономия топлива в результате борьбы с хищениями только по одному предприятию, ТЧ-3 Мелитополь (крупнейшее локомотивное депо Приднепровской магистрали УЗ), составила за 5 месяцев порядка 1,3 тыс. т. «Подсчитываем вместе: почти миллион долларов за 5 месяцев только по одному депо. А по компании в целом?» – сказал по данному поводу В. Бальчун.

Как заявило руководство компании, для борьбы с хищениями будут использоваться все возможные средства и способы. Так, будет усилена работа мобильных групп, есть планы повышения ответственности (в том числе материальной) на местах, идет пересмотр норм расхода топлива. В частности, по всем железным дорогам Украины сокращена на 5% норма использования топлива для тяги. При годовом объеме потребления этого ресурса на уровне 260 тыс. т (показатель, фигурирующий в финансовом плане ПАО «УЗ» на 2016 г.) экономия может составить порядка 13 тыс. т (около $10 млн).

Подогретый интерес

Особой сферой контроля стала организация закупок топлива, потребовавшая коренной реорганизации в связи с разветвленными нарушениями. «Были стандартными такие действия, как блокирование тендеров в антимонопольном комитете, судах, а также умышленное проигрывание судебных дел», – заявил В. Бальчун, выступая 2 ноября на заседании правительства. Дефицит топлива, создаваемый искусственно, неоднократно ставил «Укрзализныцю» на грань остановки. «В наихудшие моменты в связи с задержками тендеров у нас оставался суточный запас топлива. С поставщиками заключались договоры займа топлива со штрафными санкциями за невозврат в размере 1% в сутки, то есть 365% годовых. Я никогда не встречался с таким», – подчеркнул глава правления, докладывая правительству о сложившейся ситуации. Так, «Укрзализныця» была вынуждена израсходовать стратегический запас топлива, обеспечивающий ее основную деятельность, – 120 тыс. т. В результате, помимо усиления рисков остановки деятельности, были усилены риски зависимости от потенциальных поставщиков. «Стратегические запасы позволяли нам стабильно работать, быть независимыми от поставщиков и выходить на переговоры с ними с более сильной позицией», – посетовал В. Бальчун.

Неудивительно, что налаживание устойчивого и эффективного снабжения топливом стало одной из ключевых задач в системе УЗ. Компания перешла на закупки через систему ProZorro (электронная платформа тендеров, функционирующая в системе публичных закупок Украины), раздробила слоты с целью диверсификации поставок, упростила тендерную документацию для устранения барьеров на пути расширения круга потенциальных участников и заявила о готовности привлечь зарубежных поставщиков. Анонсирован и переход на формульный принцип формирования цены топлива (замена фиксированной цены тендерных закупок на плавающую, привязанную к рыночным котировкам). В качестве базового избран механизм международной котировки энергоресурсов с опорой на Platts (индексация, официально закрепленная в качестве одного из нормативов Налогового кодекса Украины). УЗ рассчитывает, что данный принцип позволит получить четкий механизм снижения цены в переговорном процессе с поставщиками. Кроме того, компания намерена восстановить стратегический топливный резерв. «Это позволит нам уверенно чувствовать себя в ситуациях, когда будут попытки неких сговоров на рынке поставок», – пояснил В. Бальчун. В свою очередь, правительство открыло для «Укрзализныци» топливный госрезерв, предоставив право на 9 тыс. т ресурса с уплатой процента за пользование (0,9% в месяц). «Пока мы не используем этой возможности, пытаемся обойтись собственными силами», – сообщил В. Бальчун.

Усилия ПАО «УЗ» по стабилизации ситуации с топливом не остались безрезультатными, на сегодня резерв доведен до 10-суточного – что особенно важно с учетом сложного финансового состояния компании (напомним, расходы на топливо составляют около 10% в структуре операционных затрат УЗ). Однако окончательная стабилизация в топливной сфере – вопрос неопределенного будущего, зависящего в том числе и от решения все еще актуальной задачи ликвидации коррупции.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions