Сегодня этот рынок построен так: около 50 тыс. крупных и средних предприятий являются генераторами грузопотоков. При этом на учете в ГИБДД стоит свыше 6,200 тыс. грузовых автомобилей. А в системе «Платон» зарегистрировано гораздо меньше – более 1 млн тяжелых грузовиков. Среди автовладельцев 60% – это физические лица, 20% – юридические и 20% – индивидуальные предприниматели. Кроме того, есть еще 150 тыс. посредников, в том числе десятки крупных логистических операторов, а остальные – это зачастую человек с компьютером и базой данных грузовладельцев и перевозчиков. Они осуществляют коммуникацию между грузовладельцами и перевозчиками. А экспедиторы занимаются еще и факторингом. Дело в том, что крупные грузовладельцы нередко практикуют отсрочку платежей. А мелкие перевозчики ждать не могут – им надо горючее покупать, за ремонт платить. Вот этот разрыв и берут на себя экспедиторы.
Рынок развивается в серой зоне. Многие налогов не платят. В этих условиях невозможно вести честную конкурентную борьбу. Автоперевозчики и профессиональные логистические операторы работают в условиях демпинга и не имеют ресурсов для развития бизнеса. Высоки риски и для грузовладельцев при подборе перевозчиков, ведении претензионной работы, урегулировании разногласий. Главное – отсутствует реальная ответственность за качество оказанной услуги (в том числе и за груз).
Но государство уже выводит отрасль из тени. Работает новый электронный сервис ФНС: программа АСК НДС-2 анализирует данные о каждой операции в цепочке движения товара и определяет разрывы в операциях, по которым есть вычеты, но не уплачен НДС. Ее работу планируют синхронизировать с информационными системами Федеральной таможенной службы, Центробанка и Росфинмониторинга.
Развиваются и онлайн-сервисы. С их помощью можно контролировать работу автотранспорта, это улучшит все показатели, в том числе позволит снизить время простоев на погрузке-выгрузке и увеличить продолжительность работы на линии. Если все будет под контролем, то повысится и ответственность за качество услуги. Кроме того, сократится количество посредников в процессе экспедирования грузов. Все это сделает рынок более прозрачным и цивилизованным.
Автор: Игорь Прохин, председатель правления Сообщества специалистов по логистике и управлению цепями поставок «Клуб логистов»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.