В 2021 году вступит в силу резолюция IMO № 428 об обеспечении кибербезопасности. В ней борьба с хакерскими атаками приравнивается к мерам охраны объектов инфраструктуры. Это может иметь ощутимые последствия, в частности, для российских морских портов.
В РФ ни морская доктрина, ни стратегия развития транспортной системы не рассматривают данный вопрос под таким углом зрения. При этом международное законодательство относит обеспечение кибербезопасности к компетенции профильных транспортных администраций. В РФ это Минтранс России.
Однако нормативные акты Минтранса касаются этой темы лишь постольку, поскольку министерство должно обеспечить защиту от утечек информации внутри своей структуры. При этом нет плана мероприятий по стратегии защиты судов под российским флагом и морских терминалов от кибератак.
В результате если иностранный флот будет заходить в российские порты, то в дальнейшем к таким судам могут быть применены повышенные требования в части обеспечения кибербезопасности. А если речь идет о перевозках грузов на борту теплохода, который не прошел соответствующий аудит, то страховая компания может применить в договоре с отправителем надбавку за риск. Это может снизить конкурентоспособность отечественных стивидоров и морских перевозчиков. Причем для последних может усложниться доступ к договорам по перевозке грузов иностранных фрахтователей.
На мой взгляд, Минтрансу необходимо проводить работу по разработке национального подхода к обеспечению морской кибербезопасности. Причем во взаимодействии с ФСТЭК России.
Автор: Сергей Семенов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.