+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.07.2015 12:51:39
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Строительным грузам не выйти на прошлогодние показатели

Несмотря на то, что начало июля выдалось успешным, участники отрасли прогнозируют, что по объему выпуска и перевозки строительных грузов в текущем году не удастся выйти на уровень 2014-го.
 

Отрицательная динамика идет на спад?

Напомним, с начала июля на сети РЖД было погружено 3,8 тыс. т строительных грузов. Таким образом, впервые в этом году за 9 дней указанного месяца железнодорожникам удалось догнать показатели 2014-го и даже перевыполнить план на 4,9%.

Однако, по мнению участников рынка, говорить об устойчивом тренде преждевременно. В целом о состоянии данной отрасли РЖД-Партнер рассказывал ранее.

«Причины положительной динамики могут быть совершенно разными. Например, эффект низкой базы, температурные режимы, выполнение ранее заключенных контрактов, сезонное увеличение объемов за счет погрузки на железнодорожный транспорт», – перечисляет всевозможные обстоятельства директор по инновационному развитию и коммуникациям «СМПро» Роман Куприн.

Участники рынка отмечают, что возможный рост связан с тем, что те грузы, которые летом традиционно уходили на водный транспорт, в этом году остались на железной дороге.

«В первой декаде июля, скорее всего, заметно могла увеличиться только перевозка нерудных строительных материалов (НСМ). А вот источник роста потребления на столь коротком временном промежутке установить практически невозможно. Это может быть как жилищное строительство, потребляющее до 60% НСМ, так и дорожное, потребляющее до 20% НСМ напрямую и до 4% – через железобетонные конструкции для дорожного строительства», – уточняет Р. Куприн.

Прогнозы полны пессимизма

«Некоторая коррекция показателей погрузки связана, скорее, с сезонным фактором. В текущем году достигнуть результатов 2014-го не удастся. Для этого нужно начиная с июля ежемесячно грузить на 18% грузов больше, чем в соответствующий месяц годом ранее», – комментирует старший аналитик центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода.

Более того, по мнению Р. Куприна, сегодня с высокой вероятностью можно прогнозировать продолжение общего снижения объемов потребления и перевозки строительных материалов по сравнению с 2014-м. В любом случае выход на уровень прошлого года маловероятен.

К тому же производство и потребление строительных материалов продолжает сокращаться. Наибольшее снижение по сравнению с 2014-м отмечается в производстве товарного бетона и нерудных материалов. А объем производства сухих строительных смесей, например, за 5 месяцев увеличился на 44%.

Напомним, в 2014 году ОАО «РЖД» было перевезено 270,3 млн т минерально-строительных материалов. Это почти 20% от общего объема перевозки грузов железнодорожным транспортом. Однако, для сравнения, в 2007-м объем их перевозки составил 345,4 млн т.

Причины падения

По словам ведущего эксперта-аналитика отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александра Слободяника, отрицательная динамика связана сразу с несколькими факторами. «Во-первых, с окончанием всех крупнейших строек, таких как спортивные объекты и инфраструктура к летней Универсиаде в Казани и Олимпиаде в Сочи. Во-вторых, снижению объемов перевозок способствует высокая конкуренция со стороны автомобильного транспорта. Сегодня расстояние эффективной межвидовой конкуренции между железнодорожным и автотранспортом составляет около 3 тыс. км. При этом средняя дальность перевозки минерально-строительных материалов составляет около 800 км. На таком расстоянии железнодорожный транспорт неконкурентоспособен», – заключает эксперт.

Кроме того, по словам А. Слободяника, заводы по производству строительных грузов стараются размещать в непосредственной близости от строительных объектов, в результате чего необходимость использовать железнодорожный транспорт отсутствует.

Также снижению объемов перевозок строительных грузов способствовал вступивший в силу приказ Минтранса России от 22 января 2014 года № 9 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 года № 245», согласно которому порядок расчета кратчайшего расстояния при перевозках по Октябрьской дороге и Московскому узлу был откорректирован. Это связано с тем, что после пуска «Сапсанов» по направлению Москва – Санкт-Петербург грузовые поезда стали следовать по объездному маршруту и фактическое расстояние перевозок в ряде случаев в 2–3 раза превышало расчетное (кратчайшее). Как следствие, стоимость перевозки увеличилась. «Например, если раньше тариф ОАО «РЖД» за перевозку 1 т щебня со ст. Хелюля до ст. Крюково составлял 181,9 руб./т, то после вступления приказа в силу он вырос до 260,5 руб./т, или на 43,2%. В результате возросшей стоимости перевозки производители щебня из Карелии стали неконкурентоспособны на рынке и были вынуждены снижать объемы добычи, останавливать производство», – разъясняет А. Слободяник.

К тому же частные промышленные предприятия снизили свои планы по строительству. Вследствие ограниченного доступа к европейскому и американскому финансированию многие инвестпроекты по возведению промышленных объектов пришлось приостановить. Для того чтобы возобновить работы, потребуется время для выстраивания отношений с азиатскими банками, которые готовы предложить свои услуги. В результате спрос на строительные материалы может сохраниться на текущем низком уровне как минимум в течение 2015 года, считают представители отрасли. Именно от спроса и масштабных строек начиная с кризисного 2009-го зависела ситуация на рынке перевозок строительных материалов по сети РЖД. Эксперты полагают, что восстановление массового спроса произойдет не ранее 2016-го: ожидается, что именно тогда начнется интенсивная подготовка к чемпионату мира по футболу – 2018 и строительство ВСМ. В среднесрочной же перспективе нестабильная экономическая ситуация оставит объемы перевозок строительных грузов на низком уровне. Пока потенциальным драйвером роста потребления строительных материалов могут стать только проекты федерального значения.

Татьяна Симонова 

Объемы погрузки строительных грузов по сети ОАО «РЖД» по месяцам, млн т.

Источник: Центр экономического прогнозирования Газпромбанка

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions