С начала июля на сети РЖД было погружено 3,8 тыс. т строительных грузов. Таким образом, впервые в 2015 году за 9 дней указанного месяца железнодорожникам удалось догнать показатели 2014-го и даже перевыполнить план на 4,9%. В итоге снижение объемов перевозки строительных грузов замедлилось. Усилится ли наметившаяся тенденция в II полугодии?
По данным Росстата, в прошлом году производство основных видов строительных материалов по сравнению с 2013-м увеличилось на 3%. Однако предвестником будущих негативных тенденций стала отрицательная динамика выпуска нерудных материалов (-0,8%).
Спад в объемах производства щебня и гравия, по данным исследовательской группы «ГС-Эксперт», был отмечен в большинстве субъектов РФ. Наибольшее падение произошло в Тюменской, Рязанской и Ярославской областях (а некоторый рост был зафиксирован в основном на Северо-Западе и Урале). Соответственно упали и перевозки данных номенклатур.
Напомним, что в I квартале 2015 года объем отгрузки строительных грузов всеми видами транспорта сократился на 25% по сравнению с I кварталом 2014-го. На железной дороге падение составило 23%. В мае произошло некоторое оживление, тем не менее результат 5 месяцев 2015-го оказался неутешительным: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижение по цементу составило 9%, по нерудным материалам – 16,2%. По итогам 6 месяцев общесетевой минус по стройгрузам достиг 19% (к уровню I полугодия 2014 г.).
На объемы перевозок в мае и июне положительно повлияли два обстоятельства. Во-первых, как отметил первый заместитель генерального директора ЦФТО – филиала ОАО «РЖД» Сергей Колесников, из-за низкого уровня воды в мае сеть сохранила определенную часть грузопотоков, которую грузовладельцы предполагали с началом навигации переключить на речной транспорт.
Во-вторых, в мае автодорожным строителям стали поступать денежные средства. «Тендеры на работы были проведены с некоторым опозданием. И только в конце весны подрядчики определились с закупками щебня и песка», – пояснила коммерческий директор ООО «Прионежская горная компания» Ирина Ломакина.
Оборотных средств для накапливания нерудных материалов у организаций было недостаточно. «Обстоятельства сложились так, что только в конце мая подрядчикам смогли отправить первые составы», – подтвердил генеральный директор ЗАО «Торговый дом «Транснерудпром» Вячеслав Бабенко.
Вместе с тем полностью остановить падение объемов перевозок не удалось.
Как сообщил первый заместитель директора Института государства и права РАН Николай Михайлов, правительственная комиссия по транспорту постаралась приостановить реализацию целого ряда программ автодорожного строительства. И в ряде регионов были вынуждены сократить закупки нерудных материалов по сравнению с прошлогодними объемами. Как рассказал начальник управления проектирования и строительства автомобильных дорог Росавтодора Тимур Лубаков, если в прошлом году в эксплуатацию было введено 582 км новых и реконструированных автодорог, то в 2015-м их запланировано ввести на 120 км меньше (иными словами, объемы на эти цели уменьшились на 20,6%). Снизилась и помощь регионам из федерального бюджета на дорожное строительство. Кроме того, приказом Минтранса с апреля были введены новые принципы бюджетного финансирования, что заставило подрядчиков урезать статьи расходов на некоторые виды работ и отказываться от услуг посредников.
А ведь договоры с последними нередко заключали в том числе и для того, чтобы привлечь средства для накопления запасов стройматериалов в несезон. При этом для подрядчиков оказались недоступными и кредиты: банки ужесточили условия их выдачи из-за неопределенности ситуации с развитием дорожно-строительной отрасли в ближайшей перспективе.
На перевозках негативно отразилась неритмичность финансирования крупных проектов модернизации инфраструктуры ОАО «РЖД». Деньги в холдинге на эти цели смогли собрать в середине марта, соответственно, только в апреле активизировались закупки щебня для нужд РЖД. Однако вслед за этим увеличились и ремонтные «окна». В июне на ряде направлений они стали ограничивать железнодорожные перевозки щебня.
С такой проблемой столкнулись, например, в ЗАО «Ленстройкомплектация». «У нас в июне на подъездных путях надолго застряли 97 вагонов, которые не приняла к отправке железная дорога в нужном для нас направлении», – посетовал начальник управления планирования и отчетности «Ленстройкомплектации» Алексей Гумилин.
На все эти проблемы весной наложились и другие неприятности: в регионах, столкнувшись с дефицитом бюджетных средств, срочно взялись перекраивать градостроительную политику. Ухудшение спроса на новые объекты охладило инвестиционную активность, а вместе с ней – и потребность застройщиков в нерудных материалах. На бетонных заводах стали меньше заказывать и цемента: если, скажем, за январь и февраль минус в железнодорожной погрузке составлял лишь 3% к аналогичному периоду 2014-го, то по итогам полугодия он достиг уже 14%. Впрочем, стоит отметить, что в июле появилась надежда на перелом негативного тренда: объем перевозки цемента к уровню 2014 года оказался ниже уже только на 11,2%.
Что касается цен на железнодорожные перевозки нерудных материалов, то они в 2015 году практически не росли из-за избытка предложения полувагонов. В конце весны на ряде маршрутов операторы предлагали доставить щебень со скидкой до 20%. В целом ставки на перевозки в июне, как отметила И. Ломакина, вернулись едва ли не на прошлогодний уровень.
В мае и июне спрос на поставки нерудных материалов оказался ниже ожиданий, поэтому склады отправителей стали затовариваться. Заставила их поумерить аппетиты и активизация поступления щебня из Украины.
Если в январе оттуда импортировали примерно 500 тыс. кубометров щебня, то в марте его ввоз в РФ увеличился до 1 млн кубометров. Иными словами, после временного снижения объемы импорта практически вернулись на прошлогодний уровень. Одна из возможных причин состоит в том, что продавцы порой стали маскировать поставки под донецкую продукцию. «Вот только надо иметь в виду: в Донецкой области нет крупных месторождений. Вся логистика на самом деле заточена на северные районы Украины, откуда ведет кратчайший путь в Московский регион», – сказал исполнительный директор Некоммерческого объединения производителей и потребителей природных строительных материалов Владимир Сергеев.
В связи с этим в II полугодии 2015-го Минпромторг России предлагает ввести лицензирование импорта гравия и щебня, основная часть которого приходится на Украину. Если сложить железнодорожные и автомобильные перевозки, то доля Украины может достигать, по разным оценкам, 78–90% от всего объема импорта. В пояснительной записке к проекту отмечено, что в условиях сокращения спроса текущие складские остатки крупных российских производителей уже в 5 раз превысили объемы среднемесячной добычи нерудных материалов в РФ. Получается, что груз есть. Значит, осталось только нарастить объемы его перевозки.
Андрей Лазарев, Татьяна Симонова
Погрузка на сети РЖД за 2015 г., млн т
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions