+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.07.2015 10:12:11
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Падение объемов перевозки строительных грузов замедлилось

С начала июля на сети РЖД было погружено 3,8 тыс. т строительных грузов. Таким образом, впервые в 2015 году за 9 дней указанного месяца железнодорожникам удалось догнать показатели 2014-го и даже перевыполнить план на 4,9%. В итоге снижение объемов перевозки строительных грузов замедлилось. Усилится ли наметившаяся тенденция в II полугодии? 

Производственная статистика

По данным Росстата, в прошлом году производство основных видов строительных материалов по сравнению с 2013-м увеличилось на 3%. Однако предвестником будущих негативных тенденций стала отрицательная динамика выпуска нерудных материалов (-0,8%).

Спад в объемах производства щебня и гравия, по данным исследовательской группы «ГС-Эксперт», был отмечен в большинстве субъектов РФ. Наибольшее падение произошло в Тюменской, Рязанской и Ярославской областях (а некоторый рост был зафиксирован в основном на Северо-Западе и Урале). Соответственно упали и перевозки данных номенклатур.

Напомним, что в I квартале 2015 года объем отгрузки строительных грузов всеми видами транспорта сократился на 25% по сравнению с I кварталом 2014-го. На железной дороге падение составило 23%. В мае произошло некоторое оживление, тем не менее результат 5 месяцев 2015-го оказался неутешительным: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижение по цементу составило 9%, по нерудным материалам – 16,2%. По итогам 6 месяцев общесетевой минус по стройгрузам достиг 19% (к уровню I полугодия 2014 г.).

Залог положительной динамики

На объемы перевозок в мае и июне положительно повлияли два обстоятельства. Во-первых, как отметил первый заместитель генерального директора ЦФТО – филиала ОАО «РЖД» Сергей Колесников, из-за низкого уровня воды в мае сеть сохранила определенную часть грузопотоков, которую грузовладельцы предполагали с началом навигации переключить на речной транспорт.

Во-вторых, в мае автодорожным строителям стали поступать денежные средства. «Тендеры на работы были проведены с некоторым опозданием. И только в конце весны подрядчики определились с закупками щебня и песка», – пояснила коммерческий директор ООО «Прионежская горная компания» Ирина Ломакина.


Оборотных средств для накапливания нерудных материалов у организаций было недостаточно. «Обстоятельства сложились так, что только в конце мая подрядчикам смогли отправить первые составы», – подтвердил генеральный директор ЗАО «Торговый дом «Транснерудпром» Вячеслав Бабенко.

Вместе с тем полностью остановить падение объемов перевозок не удалось.


Как сообщил первый заместитель директора Института государства и права РАН Николай Михайлов, правительственная комиссия по транспорту постаралась приостановить реализацию целого ряда программ автодорожного строительства. И в ряде регионов были вынуждены сократить закупки нерудных материалов по сравнению с прошлогодними объемами. Как рассказал начальник управления проектирования и строительства автомобильных дорог Росавтодора Тимур Лубаков, если в прошлом году в эксплуатацию было введено 582 км новых и реконструированных автодорог, то в 2015-м их запланировано ввести на 120 км меньше (иными словами, объемы на эти цели уменьшились на 20,6%). Снизилась и помощь регионам из федерального бюджета на дорожное строительство. Кроме того, приказом Минтранса с апреля были введены новые принципы бюджетного финансирования, что заставило подрядчиков урезать статьи расходов на некоторые виды работ и отказываться от услуг посредников.

А ведь договоры с последними нередко заключали в том числе и для того, чтобы привлечь средства для накопления запасов стройматериалов в несезон. При этом для подрядчиков оказались недоступными и кредиты: банки ужесточили условия их выдачи из-за неопределенности ситуации с развитием дорожно-строительной отрасли в ближайшей перспективе.

Причины падения

На перевозках негативно отразилась неритмичность финансирования крупных проектов модернизации инфраструктуры ОАО «РЖД». Деньги в холдинге на эти цели смогли собрать в середине марта, соответственно, только в апреле активизировались закупки щебня для нужд РЖД. Однако вслед за этим увеличились и ремонтные «окна». В июне на ряде направлений они стали ограничивать железнодорожные перевозки щебня.

С такой проблемой столкнулись, например, в ЗАО «Ленстройкомплектация». «У нас в июне на подъездных путях надолго застряли 97 вагонов, которые не приняла к отправке железная дорога в нужном для нас направлении», – посетовал начальник управления планирования и отчетности «Ленстройкомплектации» Алексей Гумилин.

На все эти проблемы весной наложились и другие неприятности: в регионах, столкнувшись с дефицитом бюджетных средств, срочно взялись перекраивать градостроительную политику. Ухудшение спроса на новые объекты охладило инвестиционную активность, а вместе с ней – и потребность застройщиков в нерудных материалах. На бетонных заводах стали меньше заказывать и цемента: если, скажем, за январь и февраль минус в железнодорожной погрузке составлял лишь 3% к аналогичному периоду 2014-го, то по итогам полугодия он достиг уже 14%. Впрочем, стоит отметить, что в июле появилась надежда на перелом негативного тренда: объем перевозки цемента к уровню 2014 года оказался ниже уже только на 11,2%.

Цена вопроса

Что касается цен на железнодорожные перевозки нерудных материалов, то они в 2015 году практически не росли из-за избытка предложения полувагонов. В конце весны на ряде маршрутов операторы предлагали доставить щебень со скидкой до 20%. В целом ставки на перевозки в июне, как отметила И. Ломакина, вернулись едва ли не на прошлогодний уровень.


В мае и июне спрос на поставки нерудных материалов оказался ниже ожиданий, поэтому склады отправителей стали затовариваться. Заставила их поумерить аппетиты и активизация поступления щебня из Украины.


Если в январе оттуда импортировали примерно 500 тыс. кубометров щебня, то в марте его ввоз в РФ увеличился до 1 млн кубометров. Иными словами, после временного снижения объемы импорта практически вернулись на прошлогодний уровень. Одна из возможных причин состоит в том, что продавцы порой стали маскировать поставки под донецкую продукцию. «Вот только надо иметь в виду: в Донецкой области нет крупных месторождений. Вся логистика на самом деле заточена на северные районы Украины, откуда ведет кратчайший путь в Московский регион», – сказал исполнительный директор Некоммерческого объединения производителей и потребителей природных строительных материалов Владимир Сергеев.

В связи с этим в II полугодии 2015-го Минпромторг России предлагает ввести лицензирование импорта гравия и щебня, основная часть которого приходится на Украину. Если сложить железнодорожные и автомобильные перевозки, то доля Украины может достигать, по разным оценкам, 78–90% от всего объема импорта. В пояснительной записке к проекту отмечено, что в условиях сокращения спроса текущие складские остатки крупных российских производителей уже в 5 раз превысили объемы среднемесячной добычи нерудных материалов в РФ. Получается, что груз есть. Значит, осталось только нарастить объемы его перевозки.

Андрей Лазарев, Татьяна Симонова

Погрузка на сети РЖД за 2015 г., млн т

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions