+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.10.2015 14:52:44
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Казахстан выезжает из кризиса с помощью логистики

В Казахстане намерены укрепить национальную транспортную систему за счет китайских цепочек поставок. В свою очередь, в КНР стремятся диверсифицировать свою логистику, чтобы оптимальнее развивать экономику провинций в глубине страны.
 

Дальнобойный транзит

Самым крупным из автомобильных маршрутов является трансконтинентальный коридор Западная Европа – Западный Китай длиной 2787 км, который начали прокладывать еще в предыдущие годы. Сейчас его сооружение предполагается ускорить, чтобы завершить основные работы в 2016-м. Данный коридор рассматривается как транспортный стержень новой логистической системы.

Начата реконструкция автомагистралей Центр – Юг, Центр – Восток, Центр – Запад, которые обеспечивают движение грузопотоков из Астаны в Алматы, Усть-Каменогорск и Актау. Предполагается укрепить трассы, соединяющие столицу Казахстана с Усть-Каменогорском и Атырау с Астраханью, а также Кызылорду с Карагандой. Эта автодорога также призвана обеспечить перемещение автомобилей в сторону границы с РФ. Причем она рассматривается как ответвление коридора Западная Европа – Западный Китай в северном направлении.

Как видим, все магистрали так или иначе должны облегчить пропуск транзита. Упоминается еще и продление трассы Астана – Кокшетау до Петропавловска. Таким образом, основная цель подобных инициатив – создание дополнительной инфраструктуры для дальних автоперевозок из Азии в Европу через участки, сопредельные с РФ.

Новая железнодорожная стратегия

На этом фоне инвестиции в сфере железных дорог представлены скромно: предстоит реализовать три проекта, так же как и сеть автомагистралей, ориентированных на транзит. По замыслу правительства они должны не столько конкурировать с автотрассами, сколько дополнять их.

Эти проекты должны расширить потенциал новых и ранее модернизированных железнодорожных линий, соединяющих Казахстан с Китаем, Туркменистаном и Ираном. Госпрограмма развития «Нурлы жол» нацеливает на строительство дополнительных путей и развитие железнодорожной инфраструктуры на ключевых маршрутах.

В первую очередь ставки сделаны на контейнеры. Как отметил президент АО «НК «Казакстан темір жолы» Аскар Мамин, дополнительный объем их перевозок из Китая в Европу и обратно в 2014 году позволил увеличить долю железнодорожных транзитных перевозок в общих доходах компании до 25%. В среднесрочной перспективе поставлена задача довести этот показатель до 50%.

По словам А. Мамина, привлечь дополнительные грузопотоки на железную дорогу помогло создание на базе АО «НК «КТЖ» транспортно-логистического холдинга, которому были переданы активы морской и портовой инфраструктуры, сухой порт Хоргос (Восточные ворота) и морской порт Актау (Западный транспортный узел). К ним в Казахстане предполагается добавить мультимодальным хаб в Астане с подъездными автомобильными и железнодорожными путями. В 2015 году планируется оборудование ТЛЦ в Шымкенте. До 2020 года в рамках «Нурлы жол» подобные центры построят в Актобе, Уральске, Атырау, Актау, Костанае, Павлодаре, Семее. Сейчас идет поиск инвесторов.

Когда сеть ТЛЦ охватит все основные транспортные коридоры страны, логистика позволит холдингу эффективнее управлять стратегическими перевозками, чтобы привлечь дополнительные грузы на сухопутные маршруты через Казахстан и рациональнее перераспределить грузопотоки между железнодорожным и автомобильным транспортом.

Но это еще не все: у НК «КТЖ» – глобальные планы. Холдинг приступил к формированию сети терминалов и логистических центров вне Казахстана – на побережьях Тихого и Индийского океанов, Персидского залива, Балтийского и Черного морей. Первый терминал начал работу в 2014 году в китайском порту Ляньюньган, который теперь стал основным пунктом консолидации грузопотоков через Казахстан и притягивает транзит из стран Центральной и Юго-Восточной Азии и внутренних портов Китая.


В итоге «Нурлы жол» предполагает увеличение транзита контейнеров по железной дороге до 1–1,5 млн TEU. Соответственно будут развиваться услуги регулярных контейнерных поездов, следующих по территории Казахстана со скоростью 1119 км/сут.

Как рассказал президент АО «Национальная компания «Актауский международный морской торговый порт» Михаил Ялбачев в рамках VI Международного форума «Санкт-Петербург – морская столица России. Транспортно-транзитный потенциал», подобные перевозки организуются по принципу одного окна благодаря интеграции железнодорожных и морских сервисов в Актау.


Это объясняет, почему в 2015 году параллельно с развитием железнодорожной сети намечено наращивать и мощности причальных комплексов, которые призваны расширить географию перевозок. Логистические цепочки выстраивают из Китая в Европу не только через Россию, но и через Каспийское море и страны Персидского залива, а также Индию.

В конце июля 2015 года выполнен пилотный рейс из Китая в Азербайджан: контейнерный поезд проследовал из Шихэцзы через Достык с перекладкой в Актау на железнодорожный паром до станции назначения Кишлы в окрестностях Баку. Длина трассы – 3,5 тыс. км. «Причем подобный маршрут при необходимости продлевается в Грузию», – добавил М. Ялбачев. Кроме того, по его словам, были опробованы мультимодальные доставки грузов через Турцию в страны Балтии.

Консультантом порта Актау в диверсификации направлений деятельности выступает компания DP World. Кроме контейнеров, ее специалисты нашли для Актау и другие грузопотоки. Под них теперь намечено построить новые причалы – для светлых нефтепродуктов и ролкерных грузов.

Большие надежды возлагаются на сервисы, которые открывает железнодорожная стыковка Актау с Хоргосом. Она, например, позволяет говорить о привлечении на маршрут 1,5 млн т зерна и значительных объемов сухих грузов.

В целом согласно «Нурлы жол» в Актау должны выйти в 2020-м на перевалку 23 млн т грузов, что на 39,4% больше, чем намечено достичь в нынешнем году. Значительная часть из них стыкуется с российскими железными дорогами. И это неудивительно: сегодня основная торговля между странами Европы и РФ идет с северными провинциями Китая. Именно оттуда грузопотоки поступают на Транссиб.

Однако части предприятий из развивающихся регионов КНР этот вариант не подходит из-за ограничений, накладываемых китайскими дорогами. Для них рациональнее вывозить свою продукцию на экспорт в Европу железнодорожным или автомобильным транспортом через Казахстан и далее опять-таки по территории РФ. Это так называемый средний вариант экономического пояса Нового Шелкового пути. Дополнительной мотивацией для его развития служит еще и необходимость вывоза в ЕС монгольских грузов. Косвенно это стимулирует развивать российские железнодорожные пути для их подхвата, а заодно и забирать транзит из Казахстана.

Разновекторные планы Поднебесной

Необходимость развивать экономику юго-восточных провинций мотивирует Китай проявлять интерес к южному ответвлению Нового Шелкового пути – тому самому, что идет в обход РФ. Оно же в дальнейшем должно пополнить грузами и российский морской порт на Каспии – Махачкалу. «В последнее время ко всем уже существующим маршрутам прибавился еще один – из северных портов КНР через Севморпуть до Тикси и далее по сети РЖД», – сообщил президент компании FESCO Константин Соколов. К нему проявляют интерес и другие регионы Китая.

По его словам, развитие указанных вариантов смешанной или сухопутной доставки грузов позволяет Китаю гармонизировать экономику разных провинций. Именно поэтому он и хочет пользоваться услугами всех веток евразийских транспортных коридоров. Существующая транспортная система в КНР такова, что ее ключевые артерии – это не сообщающиеся между собой сосуды: в каждом из направлений грузопотоки прибавляются практически лишь за счет создания новых производственных мощностей.

Именно в этом смысле, по мнению представителя Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марата Шибутова, интересы Китая и Казахстана совпадают. Но это не означает, что последний может рассчитывать на китайское финансирование своих транзитных проектов. Бюджет «Нурлы жол» подпитывается пока что республиканским бюджетом и средствами инвестиционных банков Казахстана. И правительство республики сегодня принимает на себя все риски, связанные с развитием выбранной конфигурации национальной транспортной системы.

Александр Солнцев
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions