+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.09.2015 16:10:00
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор рынка контейнерных железнодорожных перевозок (август 2015 г.)

Как видно уже сейчас, по итогам 2015 года объем перевозок грузов в контейнерах вряд ли покажет рост. Подвела сложная экономическая и политическая ситуация в стране и в мире. Вопрос в том, усилится ли падение, или к концу года рынок оживет. 

В 2014-м по сети РЖД было перевезено 3,215 млн TEU (+3,7% к пре¬дыдущему году), из них груженых –
2,186 млн (+3,9%), порожних – 1,029 млн (+3,6%). В пересчете на вес погрузка составила 23,5 млн т, что на 2,3 млн т больше, чем годом ранее. За 8 месяцев 2015-го, по данным ПАО «ТрансКонтейнер», объем перевозок крупнотоннажных контейнеров составил 1,945 млн TEU, что на 8% меньше, чем за аналогичный период 2014 года.


При этом наиболее стабильно контейнерные перевозки развиваются во внутреннем сообщении: их объем по сравнению с прошлым годом практически не изменился и составил 965 тыс. TEU. В структуре международных перевозок преобладают экспортные поставки (51,2%), что обусловлено в первую очередь девальвацией рубля и, как следствие, повышением конкурентоспособности экспорта.


«По тем же причинам за 8 месяцев 2015 года импорт снизился на 20%. В итоге его доля составила 34,1% от общего объе¬ма контейнерных перевозок по сети РЖД в международном сообщении. Снижение курса отечественной валюты по отношению к доллару и евро увеличило стоимость импортных товаров, что не замедлило сказаться на объемах импорта. Китай обеспечил 38% от общего объема ввезенных в Россию грузов в контейнерах», – комментируют в «ТрансКонтейнере».
Участники отрасли отмечают, что рынок ожидаемо падает. «Это связано с общим замедлением экономического роста и продлится, скорее всего, до конца года», – полагает руководитель департамента международной логистики ГК «ЖелДорЭкспедиция» Сергей Снежко. В то же время надо сказать, что снижение объемов происходит медленнее, чем в 2008–2009 гг. Аналитики прогнозируют, что в текущем году может повториться прошлогодняя ситуация с ранним новогодним завозом: рост импорта в сентябре – октябре и ранний зимний спад.
По оценкам специалистов, это может пойти на пользу отрасли. Потоки основных экспортных грузов в контейнерах, ориентированных на порты и сухопутные погранпереходы, сформированы, перевозчики определены. Рынок поделен между экспедиторами, обеспечивающими лучшее сервисное обслуживание, включающее предоставление собственного подвижного состава, конкурентоспособные ставки и пр. Грузовладельцу сегодня особенно важны соблюдение графика отгрузки и сроков доставки, цена, надежность и ответственность экспедитора. В связи с нехваткой грузовой базы транспортники не только снижают цены и оптимизируют издержки, но и разрабатывают новые маршруты, осваивают инновационные технологии, а также улучшают качество сервиса.
«В целом можно отметить рост конкуренции: перевозчики стали более активно бороться за клиента, и, возможно, это приведет к улучшению качества оказываемых услуг», – отметил С. Снежко.
Несмотря на очевидные преимущества перевозок грузов транзитом по территории России, эта услуга до сих пор остается не слишком востребованной. Хотя развитию данного направления способствует целый ряд факторов. В частности, расширение и перемещение мирового производства электроники, бытовой техники, товаров легкой промышленности в Китай и Южную Корею, в районы непосредственной близости к Транссибу, а также двукратное сокращение времени доставки контейнеров по суше, в отличие от морского плеча. По данным международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам», в прошлом году общий объем контейнерных перевозок по Транссибу составил 1,8 млн TEU, в том числе транзит – 132 тыс. (+11,7%). В частности, в сообщении с Японией он вырос на 102%, с Китаем – на 98%, с Республикой Кореей – на 4%.


По итогам 8 месяцев 2015 года в сообщении Россия – страны АТР, по данным «ТрансКонтейнера», перевезено 410,7 тыс. TEU, что на 11% меньше, чем за аналогичный период 2014-го. В то же время транзитные перевозки с участием стран АТР увеличились на 4%.


Даже на фоне экономических трудностей грузооборот между Китаем и Европой в 2015 году показывает устойчивые темпы роста. Перевозки между Узбекистаном и странами Восточной Азии, наоборот, сильно пострадали из-за кризиса, поскольку значительную их часть составляет доставка автокомплектующих на сборочные производства в Узбекистане, а продажи в этом сегменте существенно упали.

Ситуация на рынке контейнерных перевозок напряженная, но, по мнению аналитиков, в скором времени положение стабилизируется. «Хочется верить, что мы достигли дна во внешней торговле. Все зависит от развития товарно-денежных отношений между Россией и ее основными торговыми партнерами. Однако не стоит думать, что мы за короткий срок заменим импортный товарооборот экспортом», – резюмирует соучредитель таможенного терминала ООО «Северная звезда А&П», член всероссийского предпринимательского объединения «Клуб лидеров» Алексей Агафонов.

Татьяна Симонова

Подробный материал читайте в печатной версии «Контейнерные чаяния и надежды»// РЖД-Партнер. 2015. № 18.

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions