Тарифный коридор Украина – Кавказ – Казахстан: многофакторный проект

18.01.2016 17:30
Раздел: Грузовые перевозки

В Баку 14 января подписан протокол между железнодорожными администрациями четырех стран (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Украина) о согласовании тарифов на перевозку контейнеров по новому коридору в обход России через Черное море, Кавказ и Каспий. Новая перспектива, о которой эксперты говорили осторожно в связи со сложной логистикой проекта, получает право на реализацию в нынешних политических условиях, выставивших барьеры украинскому транзиту через Россию. Этим, однако, не отменяется наличие препятствий и у нового маршрута. Основные среди них – необходимость пересечения целого ряда государственных границ и преодоления двух морских участков.  

Шанс или вызов Украине?

Украина, выступившая одним из инициаторов нового тарифного коридора, уже предоставила скидку на железнодорожную перевозку контейнеров по собственной территории – от Ильичевского порта, где действует единственная для страны железнодорожно-паромная переправа до границ с ЕС. Однако снижение на 60%, включенное в ТП-2016, касается лишь транзита. Его привлечение на новый маршрут – задача сложная и отдельная по отношению к наиболее актуальной для Украины – по обеспечению возможности перевозки в обход России экспорта в Центральную Азию. Но для этого транзитные скидки должны предоставить и прочие участники нового коридора, а их, с учетом морских игроков, насчитывается пять. Кроме того, Украина формально не является участником Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) – проекта оси Китай – ЕС, уже демонстрирующего жизнеспособность в перевозках контейнеров из Казахстана в Турцию. В отличие от украинского направления, турецкая ось уже практически сложилась: создан и функционирует на постоянной основе комитет ТМТМ, ожидается создание соответствующего международного консорциума. Более того, стартовали первые контейнерные перевозки по маршруту. Участники ТМТМ обнародовали планы привлечения грузовой базы – 0,3 млн TEU к 2020 году.


Подобной определенности нет пока у украинской ветви маршрута, что не в последнюю очередь связано с затягиванием формирования тарифных условий. «Мы видим, что сделали наши азербайджанские коллеги и участники нового коридора, – они дошли до Турции. Мы пошли далее, провели переговоры с немецкими партнерами, с венграми, австрийцами, словаками. Речь шла о создании единого логистического и сквозного маршрутов доставки товаров с обеспечением движения без препятствий», – пояснил заместитель главы Мининфраструктуры Украины, руководитель аппарата министерства Владимир Омелян.


Как уточнил спикер, речь с западными партнерами не идет о многостороннем консорциуме, подобном создаваемому южнее Украины в рамках ТМТМ. «Пока мы работаем на двусторонней основе. Когда и если нам удастся объединить партнерские усилия в части создания общего маршрута через Украину, то она еще раз подтвердит свою роль в качестве регионального лидера», – отметил В. Омелян.
Пока Украина действует на двусторонней основе, нащупывая эффективные пути вывода ТМТМ на страны ЕС, участники данного проекта уже сформировали перечень операторов маршрута, утвердили комплексную ставку ($4 тыс. на перевозки Китай – Турция) и готовятся перевезти порядка 10 тыс. TEU из западных провинций Китая в Стамбул (и далее в Европу) уже в текущем году.

Курс на координацию

Тем не менее ряд инициатив по продвижению ТМТМ в сторону Украины уже имеется – так, Украина обратилась к координационному совету ТМТМ с ходатайством о рассмотрении возможности продления ТМТМ в страны Европы через территорию Украины; с аналогичной инициативой выступил GUAM (объединяет Азербайджан, Грузию, Украину, Молдову), порекомендовавший Украине плотнее сотрудничать с комитетом ТМТМ для выработки конкурентоспособных тарифов. В частности, GUAM обратил внимание на необходимость улучшения тарифной и временной составляющих при выводе ТМТМ в Украину. «Основную конкуренцию в сухопутной доставке грузов по маршруту Азия – Европа – Азия составляет северный маршрут, проходящий через страны Таможенного союза: Достык – Илецк – Канисай – Красное – Осиновка – Брест – Гамбург. Перевозка таким маршрутом из Китая в Европу занимает около 9 суток при стоимости $4110 для 40-футового контейнера с учетом его возврата в порожнем состоянии. Для обеспечения конкурентоспособной комплексной ставки при перевозке 40-футового контейнера с учетом порожнего возврата по территориям государств – членов GUAM по маршруту Достык – Актау-Порт – Алят – Беюк-Кясик – Батуми/Поти – Ильичевск – Изов/Ужгород/Чоп необходимо обеспечить тариф на уровне $3613 и перевозку за 9 суток до границы с ЕС», – отметил координатор программ GUAM Сабухи Темиров.


«Укрзалиныця» уже предложила дополнить ТМТМ участком Ильичевск-Паромная – Изов/Ужгород/Чоп, при этом общее время доставки груза от границы с Китаем до границ с ЕС (без учета времени ожидания паромов) составит 11,2 суток. Скорость движения, обещанная на украинской стороне, – 550–730 км/сут., однако для прямых поездов УЗ выразила готовность повышения до 1,5 тыс. км/сут. (с учетом проведения таможенных процедур в порту и на внешних сухопутных границах). Для сравнения: технологические скорости, выставленные железнодорожными администрациями – участницами проекта ТМТМ, составляют: Грузия – 180 км/сут., Азербайджан – 450 км/сут., Казахстан – 1050 км/сут.


«Мы заинтересованы в увеличении объемов перевозок с участием всех упомянутых стран; надеемся, что удастся привлечь клиентов к новому маршруту, загрузить и паромные переправы за счет железнодорожно-паромных грузов (сейчас здесь доминируют автопаромные грузы). Для успеха проекта нужны согласованные усилия всех участников как в железнодорожной, так и в морской перевозке», – отметил начальник департамента коммерческой работы ПАО «Укрзализныця» Юрий Меркулов. «Безусловно, сегодня наиболее оптимальное время сухопутной доставки по оси Китай – ЕС – это железнодорожный маршрут Китай – Казахстан – РФ – Беларусь – Европа, занимающий 9 суток. Кроме того, используются и морские перевозки Китай – Европа, отнимающие порядка 1,5 месяцев. Понятно, что приоритет отдается по срокам железнодорожной перевозке через Россию. Украина, можно сказать, объединяет Европу и Азию, однако, к сожалению, мы сегодня выходим на 11 суток. Поэтому нам следует искать резервы в морских портах при выполнении технологических операций. Задача – выйти на те же 9 суток. Нужен рекламный запуск поезда через Украину, чтобы показать его возможности. Необходимо уже говорить о графике движения поезда, о времени в пути, и тогда можно двигаться далее. К этому времени следует изыскать грузовую базу и в Китае, и в Европе. Полагаю, объединив усилия и пропустив первый поезд, мы получим исходные данные для анализа и оптимизации. Нужно решить таможенные проблемы, подумать и о едином операторе – все это в наших силах», – заявил заместитель министра инфраструктуры Украины Николай Снитко.

По оценке УЗ, сегодняшние тарифные условия нового коридора, с учетом морской и железнодорожной составляющих, заметно проигрывают в сравнении с работающим коридором через Россию и Беларусь: через Кавказ – свыше $7,9 тыс./конт. (ставка – $1,21 конт./км); через Россию и Беларусь – $4,1 тыс./конт. ($0,63 конт./км). Для выравнивания тарифных условий «Укрзализныця» предложила схему скидок по новому маршруту: по сети УЗ – 60%; железнодорожно-паромная перевозка по Черному морю – 52%; железные дороги Грузии и Азербайджана – 63%; железнодорожно-паромная перевозка через Каспий – 37%; сеть КТЖ – 0%. Удастся ли добиться подобных логистических уступок в рамках подписанного в Баку протокола – вопрос открытый.
Владимир Каткевич
 

Печатная версия

Назад к списку новостей

Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться чтобы оставить комментарий

Комментарии (0)