+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.01.2016 17:30:25
Авто / Новости
РЖД-Партнер

Тарифный коридор Украина – Кавказ – Казахстан: многофакторный проект

В Баку 14 января подписан протокол между железнодорожными администрациями четырех стран (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Украина) о согласовании тарифов на перевозку контейнеров по новому коридору в обход России через Черное море, Кавказ и Каспий. Новая перспектива, о которой эксперты говорили осторожно в связи со сложной логистикой проекта, получает право на реализацию в нынешних политических условиях, выставивших барьеры украинскому транзиту через Россию. Этим, однако, не отменяется наличие препятствий и у нового маршрута. Основные среди них – необходимость пересечения целого ряда государственных границ и преодоления двух морских участков.  

Шанс или вызов Украине?

Украина, выступившая одним из инициаторов нового тарифного коридора, уже предоставила скидку на железнодорожную перевозку контейнеров по собственной территории – от Ильичевского порта, где действует единственная для страны железнодорожно-паромная переправа до границ с ЕС. Однако снижение на 60%, включенное в ТП-2016, касается лишь транзита. Его привлечение на новый маршрут – задача сложная и отдельная по отношению к наиболее актуальной для Украины – по обеспечению возможности перевозки в обход России экспорта в Центральную Азию. Но для этого транзитные скидки должны предоставить и прочие участники нового коридора, а их, с учетом морских игроков, насчитывается пять. Кроме того, Украина формально не является участником Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) – проекта оси Китай – ЕС, уже демонстрирующего жизнеспособность в перевозках контейнеров из Казахстана в Турцию. В отличие от украинского направления, турецкая ось уже практически сложилась: создан и функционирует на постоянной основе комитет ТМТМ, ожидается создание соответствующего международного консорциума. Более того, стартовали первые контейнерные перевозки по маршруту. Участники ТМТМ обнародовали планы привлечения грузовой базы – 0,3 млн TEU к 2020 году.


Подобной определенности нет пока у украинской ветви маршрута, что не в последнюю очередь связано с затягиванием формирования тарифных условий. «Мы видим, что сделали наши азербайджанские коллеги и участники нового коридора, – они дошли до Турции. Мы пошли далее, провели переговоры с немецкими партнерами, с венграми, австрийцами, словаками. Речь шла о создании единого логистического и сквозного маршрутов доставки товаров с обеспечением движения без препятствий», – пояснил заместитель главы Мининфраструктуры Украины, руководитель аппарата министерства Владимир Омелян.


Как уточнил спикер, речь с западными партнерами не идет о многостороннем консорциуме, подобном создаваемому южнее Украины в рамках ТМТМ. «Пока мы работаем на двусторонней основе. Когда и если нам удастся объединить партнерские усилия в части создания общего маршрута через Украину, то она еще раз подтвердит свою роль в качестве регионального лидера», – отметил В. Омелян.
Пока Украина действует на двусторонней основе, нащупывая эффективные пути вывода ТМТМ на страны ЕС, участники данного проекта уже сформировали перечень операторов маршрута, утвердили комплексную ставку ($4 тыс. на перевозки Китай – Турция) и готовятся перевезти порядка 10 тыс. TEU из западных провинций Китая в Стамбул (и далее в Европу) уже в текущем году.

Курс на координацию

Тем не менее ряд инициатив по продвижению ТМТМ в сторону Украины уже имеется – так, Украина обратилась к координационному совету ТМТМ с ходатайством о рассмотрении возможности продления ТМТМ в страны Европы через территорию Украины; с аналогичной инициативой выступил GUAM (объединяет Азербайджан, Грузию, Украину, Молдову), порекомендовавший Украине плотнее сотрудничать с комитетом ТМТМ для выработки конкурентоспособных тарифов. В частности, GUAM обратил внимание на необходимость улучшения тарифной и временной составляющих при выводе ТМТМ в Украину. «Основную конкуренцию в сухопутной доставке грузов по маршруту Азия – Европа – Азия составляет северный маршрут, проходящий через страны Таможенного союза: Достык – Илецк – Канисай – Красное – Осиновка – Брест – Гамбург. Перевозка таким маршрутом из Китая в Европу занимает около 9 суток при стоимости $4110 для 40-футового контейнера с учетом его возврата в порожнем состоянии. Для обеспечения конкурентоспособной комплексной ставки при перевозке 40-футового контейнера с учетом порожнего возврата по территориям государств – членов GUAM по маршруту Достык – Актау-Порт – Алят – Беюк-Кясик – Батуми/Поти – Ильичевск – Изов/Ужгород/Чоп необходимо обеспечить тариф на уровне $3613 и перевозку за 9 суток до границы с ЕС», – отметил координатор программ GUAM Сабухи Темиров.


«Укрзалиныця» уже предложила дополнить ТМТМ участком Ильичевск-Паромная – Изов/Ужгород/Чоп, при этом общее время доставки груза от границы с Китаем до границ с ЕС (без учета времени ожидания паромов) составит 11,2 суток. Скорость движения, обещанная на украинской стороне, – 550–730 км/сут., однако для прямых поездов УЗ выразила готовность повышения до 1,5 тыс. км/сут. (с учетом проведения таможенных процедур в порту и на внешних сухопутных границах). Для сравнения: технологические скорости, выставленные железнодорожными администрациями – участницами проекта ТМТМ, составляют: Грузия – 180 км/сут., Азербайджан – 450 км/сут., Казахстан – 1050 км/сут.


«Мы заинтересованы в увеличении объемов перевозок с участием всех упомянутых стран; надеемся, что удастся привлечь клиентов к новому маршруту, загрузить и паромные переправы за счет железнодорожно-паромных грузов (сейчас здесь доминируют автопаромные грузы). Для успеха проекта нужны согласованные усилия всех участников как в железнодорожной, так и в морской перевозке», – отметил начальник департамента коммерческой работы ПАО «Укрзализныця» Юрий Меркулов. «Безусловно, сегодня наиболее оптимальное время сухопутной доставки по оси Китай – ЕС – это железнодорожный маршрут Китай – Казахстан – РФ – Беларусь – Европа, занимающий 9 суток. Кроме того, используются и морские перевозки Китай – Европа, отнимающие порядка 1,5 месяцев. Понятно, что приоритет отдается по срокам железнодорожной перевозке через Россию. Украина, можно сказать, объединяет Европу и Азию, однако, к сожалению, мы сегодня выходим на 11 суток. Поэтому нам следует искать резервы в морских портах при выполнении технологических операций. Задача – выйти на те же 9 суток. Нужен рекламный запуск поезда через Украину, чтобы показать его возможности. Необходимо уже говорить о графике движения поезда, о времени в пути, и тогда можно двигаться далее. К этому времени следует изыскать грузовую базу и в Китае, и в Европе. Полагаю, объединив усилия и пропустив первый поезд, мы получим исходные данные для анализа и оптимизации. Нужно решить таможенные проблемы, подумать и о едином операторе – все это в наших силах», – заявил заместитель министра инфраструктуры Украины Николай Снитко.

По оценке УЗ, сегодняшние тарифные условия нового коридора, с учетом морской и железнодорожной составляющих, заметно проигрывают в сравнении с работающим коридором через Россию и Беларусь: через Кавказ – свыше $7,9 тыс./конт. (ставка – $1,21 конт./км); через Россию и Беларусь – $4,1 тыс./конт. ($0,63 конт./км). Для выравнивания тарифных условий «Укрзализныця» предложила схему скидок по новому маршруту: по сети УЗ – 60%; железнодорожно-паромная перевозка по Черному морю – 52%; железные дороги Грузии и Азербайджана – 63%; железнодорожно-паромная перевозка через Каспий – 37%; сеть КТЖ – 0%. Удастся ли добиться подобных логистических уступок в рамках подписанного в Баку протокола – вопрос открытый.
Владимир Каткевич
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions