Прогноз по рейтингу - "негативный".
Одновременно Fitch подтвердило краткосрочные РДЭ компании в иностранной и национальной валюте на уровне "F3", а также национальный долгосрочный рейтинг и национальные приоритетные необеспеченные рейтинги "AAA(rus)". Прогноз по национальному долгосрочному рейтингу - "стабильный".
"Рейтинги РЖД по-прежнему увязаны с рейтингами РФ ("BBB"/"F3"/прогноз "негативный"), что отражает 100% государственную собственность и стратегическую значимость компании. Увязка рейтингов также обусловлена участием государства в установлении тарифов и общем финансовом планировании, прямыми вливаниями акционерного капитала, финансированием со стороны банков под государственным контролем и предоставлением субсидий по грузовым перевозкам и убыточному сегменту пассажирских перевозок. Предполагается, что прямые субсидии будут составлять увеличивающуюся долю в EBITDAR (10% в 2008 г.), что будет далее усиливать связи РЖД с государством, но также и зависимость от государства", - говорится в сообщении Fitch.
Рейтинги учитывают тот факт, что РЖД, как ожидается, сохранит позиции монопольного оператора железнодорожной инфраструктуры в России, занимающего доминирующую позицию в сфере предоставления локомотивов и подвижного состава через свои дочерние компании, такие как ОАО "Трансконтейнер" ("BB+"/"B"/прогноз "негативный") и ОАО "Первая грузовая компания".
После первоначального сокращения на 33% в январе 2009 года, объемы грузоперевозок в некоторой степени восстановились, и снижение за весь год составило около 15% в 2009 году относительно предыдущего года при ожидаемом общем уменьшении выручки на 5%. Прибыльность РЖД более волатильна, чем у сопоставимых компаний. Однако в 2008 году маржа EBITDAR равнялась 18,2%, что благоприятно смотрится в рамках отрасли. Предполагается, что в течение 2009 г. маржа восстановилась за счет повышения тарифов и субсидий, а также сокращения затрат.
Fitch позитивно рассматривает осуществление менеджментом компании программы по экономии расходов (17% от первоначального бюджета на 2009 г.) с целью защиты маржи. В то же время сокращение капиталовложений (около 40% в 2009-2012 гг., включая снижение закупок подвижного состава) может привести к потере РЖД части доли рынка. Агентство также позитивно рассматривает тот момент, что инвестиции, относящиеся к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи, напрямую финансируются государством за счет новых взносов капитала (221 млрд руб. ожидаются в 2009-2012 гг.).
По прогнозам Fitch, левередж РЖД останется в диапазоне 2-2,5 раза (несколько выше собственных оценок менеджмента), что благоприятно выглядит на фоне сопоставимых компаний (ожидается, что медиана будет выше 4 раза), даже с учетом более высокой волатильности прибыльности.
Несмотря на значительный операционный денежный поток, свободный денежный поток у РЖД, вероятно, останется отрицательным ввиду интенсивной, хотя и сокращенной, программы капиталовложений в размере 1,317 млрд руб. в 2009-2012 гг., 32% из которых относятся к поддержанию инфраструктуры.
Агентство считает позитивными следующие изменения структуры долга в течение 2009 года: долг, номинированный в рублях, увеличился с 68% до 80% общего долга, задолженность с короткими сроками до погашения сократилась с 56% до 18%, а зависимость от финансирования со стороны банков под государственным контролем уменьшилась благодаря выпуску внутренних облигаций на 130 млрд руб.
Доступная ликвидность (денежные средства, депозиты и неиспользованные безотзывные кредитные линии) в объеме 198 млрд руб. на конец 2009 года комфортно покрывает долг с короткими сроками до погашения в размере 53 млрд руб. и прогнозируемый Fitch отрицательный свободный денежный поток (до взносов капитала) в 2010 г. на уровне около 60 млрд. рублей.
www.interfax.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.