Такое заявление сделал сегодня заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов, выступая на проходящей в Москве V международной конференции «ОАО «РЖД» на рынке транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» с докладом «Транспортное машиностроение России: развитие на системной основе».
По мнению О.Трудова, в сложившейся ситуации для налаживания производства более современной продукции целесообразно привлекать к партнерству иностранных производителей, чтобы не тратить на самостоятельное изобретение существующих технологий драгоценное время, за которое мировые производители продвинутся дальше в своих исследованиях.
Существующие в мировой практике механизмы привлечения опыта иностранных производителей эксперт ИПЕМ объединил в две группы, принципиально различные по принципу взаимодействия сторон: сборочные производства и производственная кооперация. Главное и принципиальное различие между ними – при сборочном производстве не происходит передача технологии, а при кооперации происходит передача технологии производства либо всего продукта, либо ключевых его компонентов.
На практике масштабное сборочное производство в России было реализовано в виде внедрения режима промышленной сборки в автомобильной промышленности. Олег Трудов отметил, что в мире этот режим подразумевает передачу технологий, однако в России его внедрение дало половинчатые результаты: сборка началась, а локализации производства не происходит. Возрастающие объемы производства (а в реальности - сборки) в России иномарок ведут к неуклонному снижению объемов выпуска отечественных автомобилей и окончательной деградации отечественного легкового автопрома.
По мнению представителя ИПЕМ, в транспортном машиностроении (ТМ) режим промсборки неприменим. Первое отличие этой отрасли от автопрома: наличие в ТМ крупного покупателя – ОАО «РЖД». Второе: продукция ТМ имеет гораздо более длительный срок службы в отличие от продукции автопрома. А значит железные дороги России на долгий срок (если не навсегда) окажутся зависимыми от поставок иностранных производителей.
Таким образом, внедрение сборочных производств в транспортном машиностроении несет следующие риски для этой отрасли и для российского железнодорожного транспорта: стагнация производственного и научного потенциала ТМ, повышение себестоимости услуг железнодорожного транспорта, зависимость от поставок иностранных производителей, повышение нагрузки на экономику вследствие повышения транспортной составляющей в стоимости всех товаров и услуг и др.
В качестве альтернативы предложениям о введении в ТМ режима промсборки Олег Трудов озвучил уже неоднократно излагавшуюся позицию ИПЕМ: альтернативой сборочным производствам выступает механизм международной производственной кооперации с передачей технологий, который позволяет задействовать отраслевую науку.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.