+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.12.2023 15:56:04
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Якутия ждала закона о северном завозе более двух десятилетий

Для жителей Дальнего Востока северный завоз – это вопрос жизни. Закон «О северном завозе» (№ 411-ФЗ), который вступит в силу в апреле 2024 года, призван отрегулировать своевременность доставки жизненно необходимых грузов в труднодоступные районы Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и европейской части России.
Якутия ждала закона о северном завозе более двух десятилетий
Наша республика ждала закон о северном завозе более двух десятилетий. За это время вносилось много предложений, проектов, разных механизмов, но до законопроекта не доходило.

Приоритеты по развитию Арктической зоны России, определенные Президентом Российской Федерации в 2020 году, повлекли за собой решение многих назревших задач в Арктике. Стоит отметить скорость принятия решений. Федеральный закон был разработан и продвинут Экспертной группой Минвостокразвития России в кратчайшие сроки. Регионы, в том числе Якутия, где вопросы жизнеобеспечения населения решаются путем северного завоза, принимали самое активное участие в его разработке и обсуждении. Правительством России проведена масштабная работа по согласованию и принятию важного и долгожданного для Севера и Арктики закона.
Северный завоз имеет жизненно важное значение для нашей огромной республики. В его организации задействованы как ряд органов региональной власти, так и множество предприятий. С 1 апреля следующего года закон вступает в силу, и Якутия готова к его реализации.

В рамках нового закона на уровне субъектов РФ, муниципалитетов необходимо создание единой системы планирования, организации и координации северного завоза, не разрушая хорошо зарекомендовавшую себя многолетнюю практику. В скором времени будет определен региональный орган власти, который будет взаимодействовать с федеральным координатором северного завоза и приводить в соответствие региональную нормативную правовую базу в соответствии с новым законом. Единая система управления северным завозом на региональном уровне будет образовывать единую вертикаль взаимодействия органов исполнительной власти и участников северного завоза, включая подведомственные структуры.

Что касается опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, то на территории арктических районов Республики Саха (Якутия) при содействии Минвостокразвития России ведется создание сети торгово-логистических центров (далее – ТЛЦ). Построено уже шесть ТЛЦ (в с. Саскылах, п. Усть-Куйга, п. Белая Гора, п. Черский, п. Зырянка, г. Среднеколымск). До конца года планируется ввести в эксплуатацию еще 2 ТЛЦ – в с. Жиганск, п. Тикси. Создание сети ТЛЦ в арктических районах существенно облегчит не только поставку и хранение грузов жизнеобеспечения, но и позволит осуществить организованный закуп и вывоз (обеспечение обратной загрузки) продукции местных производителей из отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, создаст условия для получения доходов местным населением, приведет к сокращению сроков доставки, депонации грузов. Также на базе ТЛЦ планируется обеспечить формирование и поддержание неснижаемого продовольственного резерва для арктических районов в целях обеспечения их продовольственной безопасности.

В 2022 году для минимизации экономических и внешнеполитических рисков такой обновляемый неснижаемый продовольственный запас в объеме свыше 6 тысяч тонн сформирован в поселке Нижний Бестях.
По соглашению, подписанному в рамках дальневосточной концессии, привлечено 1,8 млрд инвестиций на модернизацию арктических нефтебаз. Реализация проекта позволит решить проблему крайней изношенности нефтебазового хозяйства республики и повышению экологической безопасности в Арктике.

С помощью Федеральной государственной информационной системы «Северный завоз» появится возможность мониторинга своевременного предупреждения риска сбоев. На региональном уровне ведется разработка ИАС «Северный завоз», в его разработку и тестирование вовлечены хозяйствующие субъекты, региональные и муниципальные органы. Ввод в эксплуатацию планируется с 1 января 2026 года. Этот важный ресурс, предусмотренный федеральным законом, позволит в режиме реального времени отслеживать потребность, запасы, грузы в пути – сделает прозрачным весь механизм северного завоза.
Принятие федерального закона автоматически не снимает имеющихся проблем, решение которых необходимо в целях эффективной реализации федерального закона и которые требуют внимания со стороны федеральных органов власти. Стоит отметить, что до 90% грузов в отдаленные, труднодоступные, ограниченно доступные населенные пункты республики доставляются в короткий период летней навигации. При этом существует проблема ежегодного ухудшения судоходности северных рек, что требует обязательного проведения дноуглубительных работ. Необходима помощь федерального центра в приобретении транспортных средств для организации завоза продовольственных товаров, иных грузов (грузов I-й категории Северного завоза) по межрайонным и внутрирайонным маршрутам в отдаленные и труднодоступные населенные пункты Арктической зоны Республики Саха (Якутия). Необходимо формирование транспортных комплексов с использованием вездеходной, амфибийной техники, малой авиации для организации сквозных транзитных маршрутов завоза грузов.
Требует особого внимания вопрос модернизации и содержания аэропортовской инфраструктуры (авиаплощадки, осветительное, навигационное оборудование и др.). При этом необходимо ставить задачи повышения самообеспеченности территорий северного завоза за счет разработки месторождений угля и углеводородов, что существенно снизит затраты на завоз топливно-энергетических ресурсов.

При этом возможно установление преференционного режима для Арктической зоны Российской Федерации, при котором сэкономленные от применения местного топлива средства будут направлены на дальнейшее развитие инфраструктуры северных территорий.

Республика уже масштабно готовится к реализации Федерального закона «О северном завозе», что должно самым благоприятных образом повлиять на жизнь в Арктике. Реализация положений закона позволит сформировать комплексную систему управления северным завозом, основанную на цифровых технологиях и принципах эффективного распределения полномочий, планирования, оптимизации процессов и управления рисками, обеспечить бесперебойное снабжение территорий северного завоза, сокращение сроков доставки и снижение стоимости грузов северного завоза.



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions