По этим причинам иранцы, у которых всегда надо разделять слова с реальными намерениями, наверняка продолжат раздавать обещания. Но в стадию реализации проект железной дороги в ближайшие года три, скорее всего, так и не вступит. На более длительный срок предсказывать не возьмусь, потому что регион слишком турбулентный.
Дело еще в том, что проект был затруднен изначально, т.к. инфраструктуру Армении надо создавать с нуля. А вот железную дорогу Иран – Азербайджан построить в разы проще. Там идут разговоры только о работах на иранской стороне, чтобы связать две существующие железнодорожные ветки, проложив, если не ошибаюсь, всего-то около 90 км путей. Но как быстро иранцы свою часть дороги построят – уже другой вопрос. Эта часть, к слову, должна завязываться на порт Энзели, Решт и железную дорогу Решт – Казвин.
Надо отметить также, что проект железной дороги Иран – Армения не имеет четкого экономического обоснования. С санкциями я этот вопрос не стал бы связывать. Санкционный момент здесь самый минимальный с точки зрения наличия средств у Ирана. Просто сама Армения эту дорогу построить не сможет. А потому в приоритете у иранцев стоит именно ветка до Азербайджана, в которой они действительно заинтересованы, как и Россия, т.к. это транспортный коридор, выход на Европу, на Черное море и дальше.
Интерес в транспортном сотрудничестве с Арменией, конечно, есть, но все-таки не в железнодорожной отрасли.
Автор: Николай Кожанов, доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге, эксперт по экономике Ирана и стран Ближнего Востока
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.