RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
07.07.2016 14:14:48
РЖД-Партнер

Экспресс-доставка: от автоперевозки до доставки дронами

Технологии не стоят на месте. То, что еще недавно казалось фантастикой, сегодня применяется на рынке экспресс-доставки. О тенденциях в отрасли, а также о новых решениях и технологиях, которые применяют компании, специально для РЖД-Партнера рассказала руководитель отдела маркетинга курьерской компании City Express Надежда Рубинштейн.
 

– Надежда Валерьевна, как на рынке экспресс-доставки сказался кризис?

– Несмотря на общий спад в экономике, российский рынок экспресс-доставки по-прежнему показывает рост, хоть и в 2 раза ниже, чем в 2014 году: в 2015-м он составил всего 5%, тогда как рост мирового рынка курьерских услуг достиг 12%. Это очевидные последствия кризиса. В связи с чем в сегменте B2B ощущается тренд на снижение логистических издержек. Клиенты стараются оптимизировать расходы на доставку, однако сроки по-прежнему важны. На фоне высокой конкуренции между курьерскими службами заказчики ждут индивидуальных условий, а также предъявляют очень высокие требования к качеству оказываемых услуг и персоналу курьерской компании. Устойчивый стереотип, что курьер – работа неквалифицированная, особых знаний и навыков не требующая, давно в прошлом. Сегодня зачастую курьер – это лицо компании, даже если клиент пользуется сторонней курьерской службой.

В настоящее время Россия отличается низкой долей логистического аутсорсинга – текущий объем на уровне 50 млрд руб. за вычетом доли государственных операторов. Потенциальная емкость, по нашим оценкам, как минимум в 2 раза выше, что дает основания предполагать, что после кризиса мы увидим устойчивый рост как в B2B, так и в B2C-сегменте.

– Насколько для клиентов важна дифференциация по цене? Например, если доставка совершается за 2 дня – одна цена, а за 10 дней – совсем другая.

– Согласно исследованиям аналитиков City Express, клиенты предпочитают тариф «Экспресс» – второй по срочности и более экономичный тариф компании. По итогам 2015 года им воспользовались около 45% заказчиков, в то время как еще более экономичным тарифом – лишь 32% клиентов. Большая часть оставшейся доли приходится на тариф, предназначенный для сверхсрочных отправлений. Эти данные свидетельствуют о том, что клиенты в основном выбирают золотую середину, то есть тарифы, наиболее выгодные по соотношению «срок – стоимость доставки». Когда речь идет о сверхсрочной доставке (еще сегодня отправление находится у вас, а уже завтра доставлено получателю в другом городе), клиент готов доплачивать за скорость, но он должен быть уверен, что отправление будет у получателя точно в срок. Например, если необходима доставка тендерной документации, величина логистических издержек для клиента несопоставима с суммой, которая стоит на кону.

– От чего зависит скорость доставки? За счет внедрения каких технологий, сервисов, подходов удается ее увеличивать?

– Недостаточно развитая сеть автодорог, устаревшая инфраструктура российских аэропортов, ограниченные возможности грузовой авиации, монополизм на рынке железнодорожных перевозок – все это создает определенные проблемы, которые зачастую затрудняют работу по формированию логистических маршрутов. Если говорить о междугородней доставке, то ключевым фактором в ее скорости является постоянный поиск новых, более эффективных каналов доставки, а также развитие собственной логистики на базе автопарка компании. К сожалению, между многими даже крупными населенными пунктами, расположенными недалеко друг от друга, не существует прямого авиа- или железнодорожного сообщения. Такая проблема остро стоит на Дальнем Востоке. В таком случае приходится, например, пользоваться транзитными рейсами через Москву. Для обеспечения максимальной скорости внутригородской доставки необходим большой штат курьеров и, опять же, собственный автопарк.

– Какие тенденции Вы можете отметить на рынке экспресс-доставки?

– Основным драйвером роста рынка экспресс-доставки вот уже несколько лет остается развивающийся рынок интернет-торговли. В первую очередь трансграничной. Ее объем в I квартале 2016 года вырос более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2015-го.

По прогнозам экспертов, объем интернет-торговли в России в 2016 году вырастет еще на 15%, и это ставит перед игроками рынка экспресс-доставки новые задачи, связанные с обслуживанием сегмента B2C.

Сегодня активно растут такие сервисы, как доставка по городу в течение 1 часа, доставка еды за 8 минут. Агрегаторы сравнивают возможности различных компаний и предлагают минимальные сроки. Однако это коснулось в основном только местной доставки. Основная же доля оборота курьерских компаний приходится на междугороднюю перевозку, и с ростом электронной коммерции она будет только увеличиваться. В конечном итоге в выигрыше останутся компании, предлагающие широкую географию перевозок, короткие сроки и адекватную стоимость услуг.

Попытки интернет-магазинов снизить логистические издержки и привлечь большее количество клиентов за счет удобства обслуживания и широкой географии предоставляемого комфорта уже сегодня провоцирует бурный рост рынка постаматов в России. При благоприятном развитии событий их количество, по оценкам экспертов, увеличится почти в 10 раз к 2020 году.

– Экспресс-доставка – это только авто- и авиатранспорт? Или сегодня есть варианты доставки по железной дороге или даже по внутренним водным путям?

– Что касается речного транспорта, то, к сожалению, для компаний экспресс-доставки он не является ключевым. Его особенность – значительные временные затраты: в среднем речные суда развивают скорость около 20 км/ч. Таким способом чаще доставляют несрочные крупногабаритные грузы, например стройматериалы, оборудование, сельскохозяйственную продукцию. Однако иногда мы вынуждены использовать и паромы для доставки отправлений: это происходит крайне редко – когда другой возможности доставить груз просто нет. Например, между Салехардом и Лабытнанги в зимнее время, когда река замерзает, появляется магистраль, а летом груз можно доставить или транзитными рейсами, или же с помощью паромов или вертолетов.

Если говорить о железнодорожном сообщении, то оно, как правило, является наиболее эффективным способом транспортировки больших объемов грузов на дальние расстояния. Использование железнодорожного транспорта для перевозки корреспонденции и отправлений зачастую неэффективно: такие перевозки жестко привязаны к конкретному маршруту, кроме того, многие отдаленные населенные пункты в России не имеют подъездных путей. Если не брать в расчет эти обстоятельства, то главной проблемой данного вида транспорта остаются долгие сроки перевозки, не всегда приемлемые в контексте экспресс-доставки. Но если клиента они устраивают, то в ряд населенных пунктов вполне возможна транспортировка по железной дороге.

Некоторые российские компании проводили акции, используя дроны для доставки сим-карт или пиццы, однако это, скорее, рекламные акции для привлечения аудитории и говорить о массовой интеграции дронов в качестве средств доставки не приходится. Во-первых, для каждого дрона нужно разрешение авиационных властей, в то время как у нас полеты ниже 80 м вообще нормативно не регламентированы, не говоря уж о том, что о дронах в законе ни слова. В других странах ситуация почти идентичная, и доставка дронами на текущий момент остается весьма футуристической перспективой.

– Какие требования сегодня предъявляют грузовладельцы к перевозчикам?

– Клиент хочет, чтобы отправление было доставлено в сохранности, точно, вовремя и по выгодной цене – это главные критерии. Конкуренция, усиливающаяся с каждым годом, и возможность сравнить цены через различные агрегаторы или просто через сайты компаний делает эти требования более жесткими. Заказчику нужны более короткие интервалы времени приезда курьера, личный менеджер, возможность знать, где именно в данный момент находится отправление, и получить весь пакет закрывающих документов в нужный срок.

Беседовала Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Мининфраструктуры Украины рекомендовало отечественным грузоперевозчикам въезжать в Россию через Беларусь

Мининфраструктуры Украины выработало ряд рекомендаций для участников транзита железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию России. 

РЖД-Партнер

Премьер-министры Украины, Казахстана и Азербайджана обсудили вопросы транзита грузов через Россию

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк обсудил с казахским и азербайджанским коллегами новый порядок транзита грузов, следующих из Украины через территорию РФ.

РЖД-Партнер

Грузооборот терминалов Transiidikeskus AS сократился в 2015 году на 9,5%

​Общий грузооборот терминалов Transiidikeskus AS (Эстония) составил в 2015 году 2,6 млн т, что на 9,5 % меньше по сравнению с позапрошлым годом.
 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions