RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
07.07.2016 14:14:48
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Экспресс-доставка: от автоперевозки до доставки дронами

Технологии не стоят на месте. То, что еще недавно казалось фантастикой, сегодня применяется на рынке экспресс-доставки. О тенденциях в отрасли, а также о новых решениях и технологиях, которые применяют компании, специально для РЖД-Партнера рассказала руководитель отдела маркетинга курьерской компании City Express Надежда Рубинштейн.
 

Экспресс-доставка: от автоперевозки до доставки дронами

– Надежда Валерьевна, как на рынке экспресс-доставки сказался кризис?

– Несмотря на общий спад в экономике, российский рынок экспресс-доставки по-прежнему показывает рост, хоть и в 2 раза ниже, чем в 2014 году: в 2015-м он составил всего 5%, тогда как рост мирового рынка курьерских услуг достиг 12%. Это очевидные последствия кризиса. В связи с чем в сегменте B2B ощущается тренд на снижение логистических издержек. Клиенты стараются оптимизировать расходы на доставку, однако сроки по-прежнему важны. На фоне высокой конкуренции между курьерскими службами заказчики ждут индивидуальных условий, а также предъявляют очень высокие требования к качеству оказываемых услуг и персоналу курьерской компании. Устойчивый стереотип, что курьер – работа неквалифицированная, особых знаний и навыков не требующая, давно в прошлом. Сегодня зачастую курьер – это лицо компании, даже если клиент пользуется сторонней курьерской службой.

В настоящее время Россия отличается низкой долей логистического аутсорсинга – текущий объем на уровне 50 млрд руб. за вычетом доли государственных операторов. Потенциальная емкость, по нашим оценкам, как минимум в 2 раза выше, что дает основания предполагать, что после кризиса мы увидим устойчивый рост как в B2B, так и в B2C-сегменте.

– Насколько для клиентов важна дифференциация по цене? Например, если доставка совершается за 2 дня – одна цена, а за 10 дней – совсем другая.

– Согласно исследованиям аналитиков City Express, клиенты предпочитают тариф «Экспресс» – второй по срочности и более экономичный тариф компании. По итогам 2015 года им воспользовались около 45% заказчиков, в то время как еще более экономичным тарифом – лишь 32% клиентов. Большая часть оставшейся доли приходится на тариф, предназначенный для сверхсрочных отправлений. Эти данные свидетельствуют о том, что клиенты в основном выбирают золотую середину, то есть тарифы, наиболее выгодные по соотношению «срок – стоимость доставки». Когда речь идет о сверхсрочной доставке (еще сегодня отправление находится у вас, а уже завтра доставлено получателю в другом городе), клиент готов доплачивать за скорость, но он должен быть уверен, что отправление будет у получателя точно в срок. Например, если необходима доставка тендерной документации, величина логистических издержек для клиента несопоставима с суммой, которая стоит на кону.

– От чего зависит скорость доставки? За счет внедрения каких технологий, сервисов, подходов удается ее увеличивать?

– Недостаточно развитая сеть автодорог, устаревшая инфраструктура российских аэропортов, ограниченные возможности грузовой авиации, монополизм на рынке железнодорожных перевозок – все это создает определенные проблемы, которые зачастую затрудняют работу по формированию логистических маршрутов. Если говорить о междугородней доставке, то ключевым фактором в ее скорости является постоянный поиск новых, более эффективных каналов доставки, а также развитие собственной логистики на базе автопарка компании. К сожалению, между многими даже крупными населенными пунктами, расположенными недалеко друг от друга, не существует прямого авиа- или железнодорожного сообщения. Такая проблема остро стоит на Дальнем Востоке. В таком случае приходится, например, пользоваться транзитными рейсами через Москву. Для обеспечения максимальной скорости внутригородской доставки необходим большой штат курьеров и, опять же, собственный автопарк.

– Какие тенденции Вы можете отметить на рынке экспресс-доставки?

– Основным драйвером роста рынка экспресс-доставки вот уже несколько лет остается развивающийся рынок интернет-торговли. В первую очередь трансграничной. Ее объем в I квартале 2016 года вырос более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2015-го.

По прогнозам экспертов, объем интернет-торговли в России в 2016 году вырастет еще на 15%, и это ставит перед игроками рынка экспресс-доставки новые задачи, связанные с обслуживанием сегмента B2C.

Сегодня активно растут такие сервисы, как доставка по городу в течение 1 часа, доставка еды за 8 минут. Агрегаторы сравнивают возможности различных компаний и предлагают минимальные сроки. Однако это коснулось в основном только местной доставки. Основная же доля оборота курьерских компаний приходится на междугороднюю перевозку, и с ростом электронной коммерции она будет только увеличиваться. В конечном итоге в выигрыше останутся компании, предлагающие широкую географию перевозок, короткие сроки и адекватную стоимость услуг.

Попытки интернет-магазинов снизить логистические издержки и привлечь большее количество клиентов за счет удобства обслуживания и широкой географии предоставляемого комфорта уже сегодня провоцирует бурный рост рынка постаматов в России. При благоприятном развитии событий их количество, по оценкам экспертов, увеличится почти в 10 раз к 2020 году.

– Экспресс-доставка – это только авто- и авиатранспорт? Или сегодня есть варианты доставки по железной дороге или даже по внутренним водным путям?

– Что касается речного транспорта, то, к сожалению, для компаний экспресс-доставки он не является ключевым. Его особенность – значительные временные затраты: в среднем речные суда развивают скорость около 20 км/ч. Таким способом чаще доставляют несрочные крупногабаритные грузы, например стройматериалы, оборудование, сельскохозяйственную продукцию. Однако иногда мы вынуждены использовать и паромы для доставки отправлений: это происходит крайне редко – когда другой возможности доставить груз просто нет. Например, между Салехардом и Лабытнанги в зимнее время, когда река замерзает, появляется магистраль, а летом груз можно доставить или транзитными рейсами, или же с помощью паромов или вертолетов.

Если говорить о железнодорожном сообщении, то оно, как правило, является наиболее эффективным способом транспортировки больших объемов грузов на дальние расстояния. Использование железнодорожного транспорта для перевозки корреспонденции и отправлений зачастую неэффективно: такие перевозки жестко привязаны к конкретному маршруту, кроме того, многие отдаленные населенные пункты в России не имеют подъездных путей. Если не брать в расчет эти обстоятельства, то главной проблемой данного вида транспорта остаются долгие сроки перевозки, не всегда приемлемые в контексте экспресс-доставки. Но если клиента они устраивают, то в ряд населенных пунктов вполне возможна транспортировка по железной дороге.

Некоторые российские компании проводили акции, используя дроны для доставки сим-карт или пиццы, однако это, скорее, рекламные акции для привлечения аудитории и говорить о массовой интеграции дронов в качестве средств доставки не приходится. Во-первых, для каждого дрона нужно разрешение авиационных властей, в то время как у нас полеты ниже 80 м вообще нормативно не регламентированы, не говоря уж о том, что о дронах в законе ни слова. В других странах ситуация почти идентичная, и доставка дронами на текущий момент остается весьма футуристической перспективой.

– Какие требования сегодня предъявляют грузовладельцы к перевозчикам?

– Клиент хочет, чтобы отправление было доставлено в сохранности, точно, вовремя и по выгодной цене – это главные критерии. Конкуренция, усиливающаяся с каждым годом, и возможность сравнить цены через различные агрегаторы или просто через сайты компаний делает эти требования более жесткими. Заказчику нужны более короткие интервалы времени приезда курьера, личный менеджер, возможность знать, где именно в данный момент находится отправление, и получить весь пакет закрывающих документов в нужный срок.

Беседовала Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

ФТС улучшит работу мобильных групп по выявлению санкционных продуктов

ФТС улучшит работу мобильных групп по выявлению санкционных продуктов
Федеральная таможенная служба (ФТС) России изменит порядок работы мобильных групп, выявляющих санкционную продукцию на границе с Белоруссией и Казахстаном, поскольку сейчас эти подразделения недостаточно эффективны. Об этом пишет сегодня газета "Известия" со ссылкой на главу ведомства Владимира Булавина, передает ТАСС.
РЖД-Партнер

"Почта России" и Japan Post будут развивать транзит и розничные продажи в отделениях

"Почта России" и Japan Post будут развивать транзит и розничные продажи в отделениях
ФГУП "Почта России" и Japan Post подписали соглашение о развитии сотрудничества в области развития почтовой связи, говорится в сообщении российского предприятия, передает ТАСС.
РЖД-Партнер

Fedex и UPS заключили контракты c Пентагоном на $5 млрд

Fedex и UPS заключили контракты c Пентагоном на $5 млрд
Министерство обороны США подписало пятилетние контракты с компаниями Federal Express Corp (Fedex) и UPS стоимостью около 2,35 млрд долларов США каждый, сообщается в заявлении Пентагона, передает ТАСС.

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions