– Какими минусами успел обрасти групповой туризм за времена пандемии?
– Один из минусов в том, что за самолет, автобус и другой транспорт взимали определенную сумму. Можно было везти одного пассажира или сотню – разницы в цене не было. Однако для стороны, которая пыталась собрать туристов в кучу, разница в цене оказывалась великой. И чтобы хоть что-то заработать, необходимо было, грубо говоря, из намеченной сотни собирать 90 человек.
– Многие скажут, что изначально можно, имея 100 мест, продавать сразу 110. Так называемый овербукинг. Или не вариант?
– А что делать, если все подтвердятся? Опять же – убытки. И туристы, кстати, активно этим пользовались: передумал лететь – напиши туроператору, что у тебя коронавирус, и деньги обязаны будут вернуть. В последнее время с этим было строго.
Можно ли было проверить справки? Мы не медицинские специалисты. Да и пробовали ли вы дозвониться до клиники, где выдана справка, чтобы получить подтверждение? Тратить на это 4–5 часов нет никакого желания и возможности. Мы занимаемся туризмом, а не медициной. От всего перечисленного туроператоры успели устать. Возврат денег стал происходить совсем не моментально, а частями, занимая определенный период времени. Все-таки любая организация требует средств для своего существования: аренда офиса, бухгалтерские расходы, налоги, зарплата сотрудникам… А вернуть затраченное время на туристов, которые в последний момент отказываются от тура, невозможно.
Также насущна проблема с предоплатой. Например, чтобы сделать сборный тур, нам нужно договориться с отелем. Отель просит внести предоплату в марте, хотя высокий сезон начинается летом. В итоге можно внести предоплату, а потом не набрать туристов. Отель деньги, возможно, вернет, но может и отказать. То есть планировать сезон с каждым разом становилось все труднее и труднее.
– Что ждет рынок в ближайшем будущем?
– К счастью, появилась другая отрасль – перспективная. Под нее уже переквалифицировались все оставшиеся туроператоры и турфирмы. Говорю об индивидуальном внутреннем туризме и авторских турах. Большинство наших заказчиков на данный момент – это небольшие коллективы: семьи, сотрудники одной компании и т. д. Они приходят за пару недель до даты заезда, все быстро оформляют и отправляются в путешествие. Получается быстро и удобно. Однако очень сложно сделать прогноз на весь сезон.
Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.