• Ставка на полувагон
    2108
    -0.1 %
    руб./сут.
    сентябрь 2018
  • Индекс качества II квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 65.82 -0.34 EUR ЦБ РФ 77.38 -0.3
    BTC 6489.29 usd BTC 427790.22 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.06.2018 13:00:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

В будущее – через информатизацию

Как войти в очередной этап реформ и развития отрасли? На чем основывать долгосрочные целевые программы? Как выбрать правильную тарифную и инвестиционную политику отрасли? В своем интервью РЖД-Партнеру эксперт в области грузовых железнодорожных перевозок, к. э. н. Мария Никитина рассказала, что ОАО «РЖД» необходимо скорее внедрять цифровые технологии, которые способны обеспечить насущный прорыв в железнодорожном секторе России, дать толчок современным обновлениям и послужить провайдером развития смежных отраслей российской экономики.
В будущее – через информатизацию
– Мария Анатольевна, одной из самых часто обсуждаемых тем сегодня являются цифровые технологии. Насколько они развиты в настоящее время в транспортном комплексе, в частности на сети РЖД?

– Действительно, сегодня в нашей стране взят активный курс на цифровизацию и необходимость опережающих обновлений – так называемый прорыв, однако к потенциальным возможностям тех или иных отраслей экономики этот призыв относится в разной степени.

Мы знаем такие крупнейшие компании с государственным капиталом, как «Аэрофлот» и Сбербанк, и мы видим, что они действительно осуществили скачок, еще до объявления такого курса руководством страны. Таким изменениям эти компании обязаны в первую очередь применению передовых информационных технологий и реализации управленческого потенциала.

Если говорить о транспорте грузовом, в частности о железнодорожном, мы видим значительный, накопленный за достаточно короткий период передовой мировой опыт в части внедрения IT-технологий, новых бизнес-моделей и современных инструментов управления. Среди них интересный опыт интеграции европейского транспортного пространства CroBIT, создание и развитие компании Lalamove – оператора крупнейшей информационной транспортной системы Китая и др.

Конечно, долгое время одним из ключевых ограничителей развития цифровых технологий являлись вопросы, связанные с безопасностью и стратегическим значением железнодорожной сети в этой части. Но ведь и в Германии, и в Китае железные дороги имеют такой же статус и перевозка продукции ОПК по ним также осуществляется. Кроме того, опыт развития самого российского ОПК, который был продемонстрирован в рамках послания президента Федеральному собранию в 2018 году, показывает, что применение новых технологических средств информационного обеспечения не только не вредит безопасности, а наоборот, даже укрепляет ее.

Все это создает необходимые предпосылки и практически обрекает на успех активнейшее движение РЖД в направлении развития и использования цифрового технологического потенциала.

В каких направлениях эти технологии должны развиваться?

– В целом системных направлений несколько. Среднесрочное и долгосрочное моделирование финансовой и хозяйственной деятельности многофакторное с точки зрения макроэкономических сценариев и эластичности спроса на рынке. Моделирование различных механизмов тарифного регулирования с акцентом на перспективы изменения спроса на рынке и перспективы развития основных потребителей. Такая модель должна быть доступна для регуляторов профильных министерств и ведомств, правительства.

К этой группе также следует отнести вопросы планирования инвестпрограмм и моделирования различных сценариев последствий их реализации.

Следующий блок: моделирование оптимальных сценариев работы сети, оптимизации движения вагонов. Извечно, что этот этап технологических изменений принес европейской транспортной отрасли 7%-ный эффект в первый же год внедрения.
Планирование и диспетчеризация грузовых железнодорожных перевозок (все должно стать прозрачно – онлайн, подали заявку – получили подтверждение/отказ, поняли почему; логконтроль, тоже всем все видно: для кого? почему? в каких масштабах?). Данные могут быть на основе системы, аналогичной европейской, RFID или ее аналогов.

Вопросы эффективности работы тяги, ее оснащение необходимым оборудованием, моделирование и полная компьютеризация тягового подвижного состава, регулярная оценка эффектности работы, причин сбоев и т. д. 

Немного отступая от темы, я бы хотела сказать, что, возможно, сторонники либеральной транспортной реформы выделения локомотивной тяги предполагают эффективно конкурировать с ОАО «РЖД» как с общегосударственным перевозчиком именно за счет того, что предполагают быть более эффективными в управлении локомотивным парком, бригадами и т. д. И эта уверенность в недостатках отраслевого управления и возможности легко с ними справиться, как мы видим, подтверждается серьезностью намерений ведущих игроков рынка, готовностью инвестировать в локомотивную тягу.

Возвращаясь к теме внедрения IT-технологий, можно добавить вариант установки датчиков оценки состояния и износа инфраструктуры, автоматизацию расчета потребности ремонтов на основе системы IoT.

Также есть такие направления, как предоставление новых сервисов на основе новых информационных разработок: трекинг, DRT-система или аналог, используемый в пассажирских перевозках в мире.

А также, например, развитие новой услуги – перевозка «последней мили». Этот пример также показывает, что сочетание соответствующей информационной базы и потенциала ОАО «РЖД» дает возможность развития принципиально новых направлений бизнеса РЖД в смежных отраслях.

Я бы еще назвала в качестве примера возможность использовать технологию блокчейн при автоматизации документооборота на сети РЖД.
Думаю, надо остановиться, несмотря на то что этот список непредельный, но для первого этапа прорыва и его было бы уже достаточно.

 – По каким причинам, с Вашей точки зрения, процесс принятия новой Целевой модели рынка (ЦМР) грузовых железнодорожных перевозок до 2025 года затягивается?

– Думаю, причин несколько, и в большинстве своем они также связаны с определенным отраслевым отставанием в части автоматизации и информатизации.

На мой взгляд, ОАО «РЖД» сегодня существует в двух плоскостях: первая – публичная, открытая, руководствующаяся рекомендациями профессионального сообщества. Вторая, так сказать, галактика ОАО «РЖД» называется – «как договоришься». Не секрет, что второй уровень принятия решений, как и первый, в равной мере касается ключевых аспектов деятельности компании, и тарифов (тарифный коридор), и инвестиций, и возможностей инфраструктуры. Именно эта ситуация не дает сформулировать основные принципы инноваций и реформ…

Что интересно, при написании ЦМР невозможно учесть идеологию «как договоришься», при этом очевидно, что флагманы рынка, те кто сегодня активно участвует в формировании ключевых решений в области реформирования, могут договориться значительно быстрее. Зачем тогда им менять ситуацию?!

Если говорить о том, как можно изменить эту парадигму – именно теми методами, о которых мы сказали выше, через внедрение новых информационных технологий сделать максимальное количество процессов в области финансов, управления, планирования, инвестирования максимально прозрачными и открытыми.

Поэтому, на мой взгляд, сегодня не надо говорить о ЦМР – надо говорить о программе инновационного развития отрасли и о ЦМР как части этой программы, на основе программ инновационного развития.

 – Можно ли сказать, что клиенты РЖД вынуждены сегодня вникать в работу железнодорожного транспорта в большей степени, чем это требуется?

 – Участие бизнеса в процессах реформирования ключевых отраслей нашей экономики, по-моему, просто необходимо. Но бизнес будет вкладывать свои силы и средства только в те направления, которые будут приносить ему доход. Для того чтобы это были вложения в цивилизованное русло, нужны четкие сигналы, если хотите, неизбежная мотивация построить взаимовыгодное пространство для всех участников процесса. То есть не те условия, при которых большую выгоду получит один лоббист или узкая группа таковых, а именно все участники в равной степени на транспарентной основе. Сейчас такой мотивации нет, и также нет достаточного уровня социально-экономической ответственности в транспортной бизнес-среде. А значит, нужны стимулы для ее появления, среди которых в первую очередь – прозрачность, счетность и объективность принятия максимального количества решений в области железнодорожного транспорта.
То есть как ни крути, цифровизация железнодорожного транспорта станет всесторонним прорывом для отрасли и всех ее участников.

Беседовала Александра Можаровская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Власти передадут ЖД" земли для четвертого главного пути горьковского направления МЖД

Власти передадут ЖД" земли для четвертого главного пути горьковского направления МЖД
Градостроительно-земельная комиссия Москвы приняла решение передать РЖД 14 земельных участков для завершения строительства четвертого главного пути на горьковском направлении Московской железной дороги (МЖД) от Курского вокзала до платформы Железнодорожная. Об этом в четверг сообщила пресс-служба мэра и правительства Москвы, передает ТАСС.
РЖД-Партнер

РЖД видят два направления цифровизации компании

РЖД видят два направления цифровизации компании
Для себя ОАО "РЖД" видят два направления цифровизации, сообщил в рамках Восточного экономического форума генеральный директор компании Олег Белозеров.
РЖД-Партнер

Ловушки для экономистов и регуляторов

Ловушки для экономистов и регуляторов
Мы, экономисты, очень любим количественные показатели. Мы любим что-то измеряемое и исчисляемое и вследствие этого иногда попадаем в ловушку. Мы начинаем судить о чем-то по «хорошему» показателю, забывая о том, что любое явление – комплексное. И именно поэтому мнения экономистов и потребителей иногда расходятся. Экономисты говорят, что нечто – очень хорошо и прекрасно, поскольку показатель такой-то вырос на столько-то процентов к уровню прошлого года, а потребители иначе оценивают то же самое явление, поскольку их взгляд – более комплексный и включает много аспектов, которые не видны через окуляр одного измерителя. В еще большей степени эта слепота развивается, когда вы пытаетесь оценить работу компании на основе KPI.
В чем здесь ключевая проблема?

  1. ОАО «РЖД» сообщило о проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи 100% минус 1 акция АО «Рефсервис». Как это решение повлияет на рынок перевозок скоропортящихся грузов?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions