+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.03.2024 15:59:21
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Мультимодальный мир: перевозчику без договора страхования доверять нельзя

Полис страхования не обеспечит гарантию защиты, если подобран без учета логистических особенностей и понимания нюансов страхования, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Михаил Костяной, начальник отдела страхования логистических рисков страхового консультанта АСТ.
Мультимодальный мир: перевозчику без договора страхования доверять нельзя

– Михаил, какие именно потери покрывает договор страхования?

– В страховании мультимодальных перевозок надо выделить два ключевых вида риск-защиты. Это страхование самого груза и страхование ответственности перевозчика или экспедитора.

– Собственник груза сам делает выбор?

– В защите груза заинтересован, как правило, именно собственник груза. Поэтому чаще всего страхователем выступает именно он. Но также желательно озаботиться вопросом наличия полиса страхования ответственности у экспедитора или перевозчика. Это обеспечит возможность возместить убыток в случае, если груз пострадает по вине перевозчика. Отсутствие договора у перевозчика – повод задуматься о надежности партнера.

Страховать груз можно и через экспедитора. И собственникам грузов, для которых перевозки организуются не чаще четырех раз в месяц, выгоднее страховать груз именно через экспедитора, так как у последних могут быть индивидуальные тарифы от страховой. Но экспедитору необходимо специальное поручение.

Случаются и форс-мажоры, при которых полис страхования ответственности вообще не работает. Тогда все риски будут ложиться на плечи грузовладельца. Свежий пример: контейнеровоз Flying Fish на подходе к порту Бронка сел на мель. В итоге владельцы не получат уже оплаченный, растаможенный, неповрежденный груз, пока в том числе не оплатят спасательную операцию судна. Потому что объявлена общая авария и груз задержали в порту до определения всех расходов, которые разделят между всеми участниками данной мультимодальной перевозки.

– Мультимодальная перевозка предусматривает несколько перевозчиков, несколько видов транспорта. Значит, и страховок должно быть несколько?

– В договоре страхования должны быть учтены все этапы разгрузки/перегрузки/погрузки груза. В страховую сумму желательно включать и покрытие расходов на транспортировку. Если в покрытие учитывается только фактическая стоимость груза по договору, расходов на транспортировку страховая компания вам не компенсирует. Для мультимодальных перевозок это особенно важно, поскольку здесь очень длинная логистическая цепочка.

Должны быть также учтены все нюансы, которые могут произойти на территории другой страны. Например, на ком лежит ответственность за вызов сюрвейера – на страхователе, перевозчике или страховщике.

– Страховые компании предлагают цифровые продукты...

– Страхование логистических рисков – это сложная услуга, со множеством нюансов и индивидуальными настройками, тарифами, условиями. Это не «коробочный» продукт, поэтому без человеческой экспертизы здесь не обойтись. Да, вы можете потратить свое время и онлайн изучить индикативную стоимость услуг у разных страховщиков. А можете сэкономить время и обратиться за консультацией к страховым брокерам, которые сориентируют вас с учетом отраслевой специфики и интересов вашего бизнеса.

Надо понимать, страховая компания не заинтересована в предоставлении максимального покрытия для клиента. Поэтому грузовладельцу либо перевозчику на этапе заключения договора и согласования проекта полиса нужно обязательно ознакомиться с Правилами страхования: оговорками, исключениями. Даже на «всех рисках» необходимо помнить: покрывается только то, что не исключено. А именно в исключениях могут скрываться актуальные риски с высокой вероятностью их наступления. Допустим, при морских перевозках велики риски подмочки, отпотевания груза. А в минимальное страховое покрытие (без ответственности за повреждение) риски подмочки не входят, например. Это может быть ощутимая потеря, ведь речь не только о стоимости потерянного груза, но и транспортных расходах и потерянной прибыли.

– Страховать надо все плечи: сухопутные, авиа и морские?

– Случай из практики. Груз, переносимый через море и сушу, повредило водой. Но страховкой защищено только сухопутное плечо. Мы настояли на дополнительной экспертизе и выяснили: вода мало того что не морская, так еще следы воды показывают вариант затекания. Предположили, через дверную щель. Провели собственное расследование: в даты движения груза в ж/д контейнерах шли ливни на территории прохождения рейса. И компания получила страховую выплату в полном размере. Да, по итогам 2023 года 97% страховых случаев наших клиентов были урегулированы.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions